Деньги на ветер

На модерации Отложенный
«Свались мне на голову миллион/миллиард, я бы нашел, как их правильно потратить», – такая мысль нет-нет, да и приходит в голову каждому. Но практика показывает, что тратить – особенно «свалившееся на голову» – тоже надо уметь.
 

Ниже пять историй о людях, неожиданно или постепенно получивших огромное состояние и оставшихся у разбитого корыта.

Рисковый финансист

Йеркс Чарлз Тайсон начал карьеру в 17 лет – работал клерком в хлебно-комиссионной конторе в Филадельфии. А через пять лет, в 1859 году, открыл свою маклерскую фирму и присоединился к Филадельфийской фондовой бирже. Постепенно он продвинулся в банковском деле, играл на бирже и, благодаря связям отца, который работал председателем банка, политическим связям и успеху, стал очень известным в мире финансов. Однако когда Йеркс служил финансовым агентом казначея Филадельфии, он рискнул общественными и собственными деньгами в огромных биржевых спекуляциях. Все завершилось крахом: Йеркс был осужден за воровство и приговорен к тридцати трем месяцам в исправительной колонии. Чтобы выйти из тюрьмы, он попытался шантажировать двух влиятельных пенсильванских политиков, но план провалился. А когда все-таки вышел из тюрьмы раньше срока, следующие десять лет собственной жизни потратил на то, чтобы заново заработать утраченное. 

Наверняка эта история знакома многим: эти и другие факты биографии Тайсона легли в основу произведенийТеодора Драйзера «Трилогия желания»: романы «Финансист», «Титан», «Стоик». Это истории о риске. Известный финансист сыграл значительную роль в разработке системы общественного транспорта в Чикаго и Лондоне (он вкладывался в развитие метрополитена), но из-за ошибок и сложностей, которые преследовали его, умер небогатым человеком. Из-за долгов от первоначального состояния, оцениваемого в $22 млн, после его смерти осталось лишь менее одного $1 млн. 

Гениальный трейдер

Трейдера Джесси Ливермора  принято считать финансовым гением. Но его гениальность не принесла ему покоя: он покончил жизнь самоубийством. За его спиной, действительно, и первый заработок $1000 в 15 лет (он должен был пойти по стопам отца и стать фермером, но решил сделать карьеру на финансовой поприще) в букмекерской конторе, где его прозвали «Юный хват». И первая крупная операция в 1906 году с заработком в сотни тысяч долларов, и буквально сколоченный за один день миллион. А потом трата средств на самый роскошный офис во всем Нью-Йорке: Ливермор выстроил огромный торговый зал, где на огромной доске шестеро клерков выписывали котировки для него одного. Шик? Нет, финансист предпочитал работать в спокойной обстановке.
 
У него были шикарные загородные резиденции, гигантские яхты, многочисленные «Роллс-Ройсы», драгоценности для жен и любовниц, сводившие с ума публику, – он не экономил, но и платил за это: несколько раз терял все, до последнего цента, а потом уходил с арены с миллионными долгами, но все равно возвращался, с каждым разом расширяя масштаб своих операций. Пик карьеры Ливермора пришелся на 1929 год (год начала Великой депрессии) – когда после многолетнего бума США были низвергнуты в пучину финансовых паник и экономического спада. Наверное, он действительно был финансовым гением, но даже таким гениальным трейдерам деньги могут жечь карман. 
 

Тратить, тратить, тратить

Когда в 1961 году журналисты спросили у новоиспеченной британской «богачки» Вивиан Николсон (она только что узнала о том, что выиграла в лотерею £152 000), как именно она планирует распорядиться деньгами, она лаконично ответила «Тратить, тратить, тратить».

Николсон тогда не догадывалась, что эта фраза поможет ей навсегда остаться в истории, – правда, не в самом лучшем образе. Денег от выигрыша на роскошную жизнь (дорогие украшения, машины, одежду и прочие радости) хватило ровно на пять лет. Вроде бы, срок не такой уж и маленький, но, увы, Николсон так и не смогла догадаться, как еще можно было бы распорядиться средствами. 

Сейчас Вивиан Николсон семьдесят шесть лет. Еще в молодости, когда она тратила деньги, она успела побывать замужем пять раз (причем не помнит, как именно зовут некоторых ее мужей) и полечиться от алкоголизма. И вот сейчас, в старости, она аскетично живет на скромную пенсию, пару лет получала всего около £90 в месяц. Короче говоря, Николсон не похожа на Розмари Обиэкор из Нигерии, которая выиграла в лотерею около 3 000 000 найр (около €15 700) и отдала деньги, как и обещала, первому встретившемуся на улице нищему. 

История финансового взлета и падения Николсон легла в основу фильма «Тратить, тратить, тратить», снятого в 1977 году. А в 1998 году в Западном Йоркширском театре была поставлена одноименная пьеса.

Король отбросов или счастье в мусорном баке

Еще недавно 29-летний британец Майкл Кэролл был миллионером, а теперь работает мусорщиком и разгребает помойки. Достойное занятие для миллионера, не правда ли? Девять лет назад, когда ему исполнилось 19 лет, Майклу повезло: он пришел в супермаркет и купил лотерейный билет – потому что не хватило денег на бутылку пива, и выиграл $15 000 000. Деньги парень начал тратить молниеносно: на развлечения, наркотики, проституток и золотые украшения, дорогие автомобили с фразой-логотипом «Король чав» («chav» называют британских подростков, выходцев из рабочих семей, которые отличаются девиантным поведением – Slon). А потом деньги закончились. 

Майкл говорил, что потерей состояния очень доволен: «Я просто рад, что все кончено... Мне легче жить на пособие безработице в £42, чем на миллион».

О бедном боксере замолвите слово

Не умеют распоряжаться деньгами и известные спортсмены, заработавшие их тяжким трудом. Самоанский боксер-профессионал Дэвид Туа по прозвищу Терминатор (он выступал в тяжелой весовой категории), проживающий в Новой Зеландии, известен тем, что выиграл бронзовую медаль на Олимпийских играх в Барселоне в 1992 году. А также участвовал и побеждал в нескольких других состязаниях, и в 2000 году заработал в бою с Леноксом Льюисом около $12 000 000. 

Казалось бы, известный спортсмен не должен испытывать проблем с деньгами, но не все так просто. В конце марта новозеландская пресса сообщила, что сейчас боксер вместе с женой и двумя сыновьями Клейном и Кайнаном живет в съемной квартире и мечтает купить дом. «Все думают, что Дэвид Туа живет роскошной жизнью... но это не так», – сказал он Sunday News. Раньше он владел большим домом в Окленде и солидным участком земли, мог помогать родственникам, но сейчас не в состоянии делать это. 

Его финансовые проблемы начались шесть лет назад, когда прошли первые суды с бывшими менеджерами Кевином Барри и Мартином Пью. Детали окончательной договоренности между ними, достигнутой в октябре 2009 года, не разглашаются, однако только адвокатские счета Туа перед достижением договоренности составляли $4,2 миллиона. Позже налоговая служба заморозила гонорары боксера за три последних боя из-за задолженности по налогам в сумме $2,2 миллиона. Но бездомный спортсмен говорит, что не скучает по деньгам и даже рад, что смог посмотреть на жизнь с совершенно другой стороны.