1988 год. Профессорско-преподавательский состав и слушатели Военно-Морской Академии, г. Ленинград, присутствуют в конференс-зале Академии, где перед нами выступает Начальник Генерального Штаба, генерал армии Моисеев.
Заметив в первых рядах слушателей – авиаторов, он доверительно сообщает нам, что, буквально со следующего понедельника, в ВВС начинают поступать новейшие МФИ, которых будет поставлено аж шесть тысяч штук, и «жалеет» нас, что мы, за три года очного обучения, напрочь «отстанем от жизни» полков, которые вовсю будут осваивать новую технику, а нам придётся догонять полки и переучиваться на МФИ, т.с., «после всех».
Нас, лётчиков, весьма позабавило тогда «танковое» мышление Моисеева, который, при озвучивании одним из докладчиков ТТХ Ту-22М3, вслух, в микрофон, тут же пересчитывал его массу и стоимость в количество танков, и даже ракетно-бомбовую нагрузку машины (24 тонны) силился «перевести» в количество танковых выстрелов.
Как известно, ни один МФИ до ВВС так и не «долетел».
Почти аналогичная картина («по-моисеевски») и с массой других летательных аппаратов, которые ВВС если и «увидели», то, в лучшем случае, в единичных, сырых экземплярах.
В СССР перевооружение авиации производилось полками, а то и дивизиями, которых было несоизмеримо больше, чем имеется в том, что именуется теперь как «ВВС РФ». Достаточно вспомнить, что в 80-е годы только в ПВО страны было 98 истребительных полков, а в морской авиации, в которой я прослужил четверть века, было 54 полка, из них – 15 полков МРА (морской ракетоносной авиации), которые были специально «заточены» на борьбу против авианосцев. (Количество авианосцев у США не изменилось, но НИ ОДНОГО полка МРА больше не существует).
Уместно добавить, что в те времена все полки состояли из трёх эскадрилий, т.е. в ПВО их было без малого три сотни, а в той же морской авиации – более полутора сотен.
По данным открытых источников, перед сердюковской «оптимизацией» у нас на всю страну оставалось около семидесяти полков, которые давно уже «усечены» до двухэскадрильского состава, т.е.
Три Государственных Программы перевооружения ВС канули в Лету, запомнившись только астрономическими суммами, бесследно исчезнувшими вместе с теми грандиозными Программами (читай - прожектами), да тем, что в нашу Армию жалкие несколько десятков танков, к моему изумлению, были проданы по цене в 6.5 раза выше, чем точно такие же танки были куплены у нас индусами.
Кстати, так же стало «тихо в эфире» в отношении четырёх ФЦП, о которых не замолкая трещали все, начиная от президента и премьера, и заканчивая самой захудалой газетёнкой….
Как говАривал один из моих бывших начальников:
- На нас надвигаются праздники…
По аналогии с ним, - на нас надвигается очередное перевооружение, от озвученных сумм на которое финансисты теряют сознание.
Запестрели интервью «посвящённых в тему» про сотни вертолётов и самолётов, которые, не иначе, как по «гениальному» решению ровненько выстроят аж на 27-ми аэродромах, на коих теперь расположились совершенно чужеродные для наших ВВС «базы» вместо полков.
Очень бы хотелось надеяться, что ХОТЬ ЧТО-ТО, наконец, «долетит» до ВВС, ибо для меня 4-6 машин громогласно поставленных в ЦБП и ПЛС – ничто, так, маленький «шажок» вперёд, не более того, значительно важнее количество боевых полков (эскадрилий), «баз» (или как их теперь там), не просто «получивших», но и полностью переучившихся на новые машины, что (для непосявящённых) займет по времени многие годы.
Однако, лично у меня, большие сомнения как по поводу закупки (производства) озвученного количества новых самолётов, так и по поводу того – кто на них будет летать, т.к. единственное (и - далеко не самое лучшее, оставшееся из полутора десятков лётных училищ СССР) Краснодарское училище просто не обеспечит подготовку лётчиков на заявленное количество машин.
Комментарии