Комментаторам:
Спасибо за ответы - быстрый, интересные, хлёсткие.
Я догадывался, что разговор закрутится непростой - с искрами - как при сварке.
Очень многим хочется мстить негодяям, убийцам, насильникам. Мне это понятно. Это любому живому, эмоциональному человеку понятно.
Про долг мужчины в яростной, многоцветной жизни - "...удобрить её солдатам, одобрить её - поэтам". Тут вопросов нет.
Я скажу больше. Я понимаю, что убийство - неизбежный эпизод реального (а не отфильтрованного лепестками лотоса) бытия людей.
И ещё больше: я готов понять, готов защищать человека, убившего изверга (застигнутого на месте преступления, когда другого быстрого решения не было). Я отлично знаю, что и сам могу стать таким спонтанным мстителем. Полагаю, что тут по темпераменту не уступлю тебе. Если вдруг я застану негодяя, насилующего ребёнка, я его тут же шарахну тем, что придётся под руку. А убью его или нет, это уже судьба (кстати, и его, и моя). Цель моя, конечно, будет не убить, а обезвредить. Но грань здесь хрупкая. И тенью встаёт вопрос о праве на жизнь нелюди - вопрос трудный, вопрос дьявольский.
Но я почти наверняка против ГОСУДАРСТВЕННОГО убийства, я против МАШИНЫ смерти (пуля в затылок или стул с проводами - я тут разницы не вижу). Я против ПАЛАЧА, необходимой детали такой машины. А солдат на поле боя не палач (к счастью для всех нас, ибо тут ощущается некий нравственный просвет... Впрочем, солдат нажимающий кнопку, а бомба падает на город, который он и в глаза не видал - тут всё сложнее и страшнее... Граница между солдатом и палачом не столь уж резко прочерчена, она не абсолютна, увы...)
Я по складу антигосударственник, скорее даже анархист. Мгновенный гнев толпы, суд Линча мне даже более понятен, нежели холодно чавкающая гильотина. Государство признаю в необходимом минимуме - как неизбежное охранительное зло. (между прочим, тезис об отмирании государства не столь уж нелеп, если понимать его как очень отдалённую, пусть даже и прекраснодушную перспективу; в нём таится вера в человека, в его способность быть человеком без внешних скреп, без государственных железок. Утопия?
Но ведь действительно есть люди, которые пытаются верить в человека как в идею (если хотите, как в образ Божий), они ищут этот свет, ищут и ответы на трудные задачи, которые задаёт жизнь...
Друзья, как бы мы ни спорили, как бы ни дрались, нам с вами государственный полицейский для разрешения спора, доля страховки не всегда нужен, не правда ли? Я хочу этим сказать, что есть реальные земные люди, которые способны обойтись без громыхающих цепей государства, без пыточных камер и расстрельных комнат. Что это - похвальба? Да нет, трезвая и даже скучная оценка собственных нравственных ориентиров (при сознании собственной не только небезгрешности, а полноценной многогрешности).
И ещё: Государь Николай II благословил казнь нескольких, чтобы предотвратить реки крови. Да разве ж предотвратил?
Комментарии