Легенды МГУ об академике Лысенко.

На модерации Отложенный


Слепой философ и Борьба с Морганизмом.

Подборка МГУшных Легендарных историй про Трофима Денисыча Лысенко, лысенковщину и ее последствия.

Трофима Денисыча Лысенко как-то язык не поворачивается назвать Легендарным, но, объективности ради, надо признать, что это так, ибо про Лысенко и лысенковщину в целом в университетском и академическом фольклоре ходит немало Легенд и баек, что-то не припомню, чтобы кто-то пытался их систематически записывать, потому сам взялся за этот труд и предлагаю Вам сейчас краткую подборку МГУшных Легенд, связанных с именем этой нетривиальной и довольно противоречивой личности.
Для тех, кто совсем не знаком с историей науки (хотя вряд ли, но вдруг такие тоже найдутся?) напомню, что в 1920-30е в СССР были очень сильные школы классической и эволюционной генетики (более того, русские ученые в те годы поучаствовали в создании немецкой и американской школ эволюционной генетики), но потом пришел в науку один харизматичный агроном по имени Трофим Лысенко, возродил ламарковский тезис о наследуемости благоприобритенных признаков, создал свою собственную научную школу и пообещал стремительно поднять советское сельское хозяйство, его идеи творческо-идеологически развил философ-марксист Презент, доказав, что классическая генетика – это идеализм, а политически по какой-то малопонятной причине поддержал товарищ Сталин, возможно, просто потому, что хотел поскорее накормить страну. В итоге научной школе Трофима Денисыча Лысенко (данное направление в науке получило название «Советский Творческий Дарвинизм»), пользуясь не только научными, но иногда и силовыми методами, удалось подавить представителей русских школ классической и эволюционной генетики к сороковым годам и окончательно их добить на знаменитой сессии ВАСХНИЛ 1948 года.
После чего генетика превратилась в то, что сейчас принято называть лженаукой и существовала на положении оккультного андерграунда, тем не менее, ею занимались в секретных лабораториях, курируемых могущественным шефом Тайной Полиции сталинского СССР Лаврентием Берия, а введение генетики опять в мейнстрим советской науки произошло в первую очередь благодаря академикам Дубинину и Беляеву, возродившим генетические школы в Новосибирском Академгородке, а также благодаря математику академику Колмогорову в Москве, который проводил подпольные семинары по генетике и кибернетике и тем самым сохранил хоть какую-то живую интеллектуальную традицию в этой сфере, идущую от 20-30х годов. Критики генетики называли эту науку «Вейсманизм-Менделизм-Морганизм», по именам немецкого теоретика биологии Вейсмана, предложившего идею материального субстрата наследственности, чешского монаха Менделя, поставившего первые эксперименты по скрещиванию генетических чистых линий гороха и выдающегося американского эмбриолога и генетика Моргана, много работавшего с мушкой дрозофилой и выдвинувшего хромосомную теорию наследственности.
Еще тут обычно упоминают имя Тимофеева-Рессовского -- колоссальной фигуры в науке 20 века, во многом до сих не понятой, который как раз поучаствовал в создании немецкой генетической школы в Берлин Бухе и сотрудничал с немцами, а после победы наших был арестован и чуть не умер в лагерях, но чуть ли не в последний момент был найден и спасен лично главою сталинской Тайной Полиции Лаврентием Берия и долго работал потом в суперсекретных биологических лабораториях, не имя права на общение с внешним миром. Я отлично понимаю, что для незнакомых с историей науки молодых людей звучит это все как голливудский блокбастер или навороченный конспирологический роман, тем не менее, это более-менее правдивое описание нашей недавней истории, как это принимается историками биологии и большинством современных биологов. Не берусь утверждать, что это все это правда, просто я дал Вам вкратце канву общепринятых представлений, в рамках которой могут быть поняты записанные мною Легенды.
Внимание, предупреждение: Информация, изложенная в Легендах, базируется на университетском фольклоре и может не соответствовать действительности!


Легенда 1я.
Слепой философ.
Поздний СССР. Перестройка. Биофак МГУ. Окружающий мир бурлит и чуть ли не выпрыгивает из берегов, мало кто верит на полном серьезе в марксизм-ленинизм, у молодежи ноне совсем другое на уме....
Тем временем, по Биофаку МГУ разгуливает пожилой человек, слепой и с тросточкой. Он осторожно ощупывает пространство впереди себя, движется медленно и почти на ощупь...... Но бывают мгновенья, когда он стремителен и грациозен.... Студенты вокруг болтают много чего разного перестроечного, критикуют КПСС, говорят, что марксизм давно устарел и в нем много ошибок.... Но вдруг их стремительно выхватывает пожилой человек с тросточкой и в черных очках, ощупывает незанятой рукой и начинает заваливать вопросами из учебников марксизма-ленинизма и Истории КПСС... Тут-то и выясняется, что критикующий марксизм не знает не то что Капитала, Анти-Дьюринга и Диалектика Природы, но и даже «Детской болезни левизны в коммунизме». .... Ну что возьмешь с таких неучей? Посрамленный и пристыженный студент идет восвояси........ А вслед ему звучат напутственные советы по изучению классиков.
Говорили, что фамилия того харизматичного философа, фанатично пытавшегося, несмотря на собственное физическое увечье, в одиночку возродить марксизм-ленинизм на отдельно взятом факультете МГУ, была Белецкий и что это именно он разгромил генетиков с помощью философии на той самой Легендарной Сессии ВАСХНИЛ 1948 года.
Насколько я понимаю, Легенда эта не соответствует реальности. В Сессии ВАСХНИЛ 1948го года действительно принимал активное участие философ-марксист Белецкий, только вот он умер еще в 1960е годы. \
Кто же на самом деле был тот самый Легендарный Слепой Философ, остается загадкой.

Лысенко бы порадовался...

Легенда 2я.

Почему евреи рождаются необрезанными?
Эта Легенда связана с именем выдающегося русского физика, академика АН СССР и Лауреата Нобелевской Премии Петра Капицы. Кстати, он отец того самого Капицы, который ведет вот уже много лет культовейшую телепередачу «Очевидное и Невероятное».
Рассказывают, что однажды Петр Капица был на научном докладе Трофима Денисыча Лысенко, а доклад был посвящен как раз проблеме передачи благоприобретенных признаков. Петр Петрович слушал доклад с большим интересом, а, когда перешли к вопросам и прениям, он обратился к Лысенко с вопросом, и между ними состоялся такой диалог:
-- Скажите, пожалуйста, Трофим Денисович, правильно ли я Вас понял, что, если коровам в течение нескольких поколений отрубать хвосты, то через определенное число поколений у таких коров начнут рождаться бесхвостые телята?
-- Да. Вы совершенно верно поняли суть моего доклада.
-- А тогда, ответьте, пожалуйста, Трофим Денисович, мне на такой вопрос: Если это действительно так, то почему тогда женщины рождаются девственницами, а евреи – необрезанными?


Легенда 3я.
Академик Рапопорт бьёт морду Презенту.
Академик Рапопорт – выдающийся советский генетик и эволюционист. Говорят, был человеком он стойким и решительным, храбро воевал на фронте во время Великой Отечественной Войны, да и в мирной жизни ничего не боялся.
Рассказывают также, что, когда началась печально Легендарная Сессия ВАСХНИЛ 1948 года, то начальство, зная о его крутом нраве, нарочно его не пригласило, опасаясь такого принципиального и преданного Науке человека. Тем не менее, он каким-то образом прознал про эту Сессию и пришел поучаствовать в прениях.
Охрану предупредили, чтобы Рапопорта ни в коем случае не пускать, но смелый фронтовик, несмотря на ранение и проблемы со здоровьем, схватился врукопашную с несколькими здоровыми охранниками, вышел победителем из этой схватки и сумел пробиться в зал, где в этот момент как раз шёл доклад философа-идеолога так называемого «Советского Творческого Дарвинизма» Презента.
По Легенде, как раз в тот момент, когда Рапопорт ворвался в зал, Презент критиковал генетиков за отрыв от практики: «И получается так, что, пока все прогрессивные советские биологи во главе с Трофимом Денисовичем Лысенко работают на благо страны, на благо сельского хозяйства, на благо нужд Родины и Советского Народа, эти иждивенцы-генетики, представьте себе, ...... мух разводят! Ничего полезного для Родины они не сделали!»
«Ах ты крыса тыловая!» -- гневно вскричал при этих словах Рапопорт, -- «Это ты мне, фронтовику, будешь рассказывать о том, что я ничего для Родины полезного не сделал!»
С этими словами он вбежал на трибуну и набил морду Презенту!


Легенда 4я.
Трофим Денисович Лысенко перепроверяет опыты Менделя.
Одним из предтеч современной генетики был чешский монах Грегор Мендель, который в середине 19 века провел ряд интересных экспериментов по скрещиванию выведенных им чистых линий гороха с характерными признаками (высота стебля, цвет зерен и тп) и показал, что наследование признаков подчиняется определенным закономерностям, и в частности, в первом поколении от скрещивания двух линий с разными качественными признаками (например, с гладкими либо морщинистыми семенами) наблюдается единообразие признака, а во втором – расщепление 3 к 1.
Работы Менделя были непоняты современниками, но в начале 20 го века похожие закономерности были переоткрыты на других объектах, и Мендель стал одним из общепринятых классиков генетики.
Так вот, рассказывают, что однажды Лысенко вместе с одной из своих учениц решили перепроверить классические опыты Менделя. Они вывели несколько чистых линий гороха, скрестили их несколько раз и опубликовали сенсационные результаты, доказывающие, что распределение признаков во втором поколении не соответствует расщеплению 3 к 1.
Все это было опубликовано в подробностях, включая оригинальные результаты, как доказательство того, что опыты Менделя не соответствуют действительности.


По Легенде, оригинальные результаты из этой статьи проанализировал выдающийся русский биолог и статистик Александр Александрович Любищев и показал, что полученные Трофимом Лысенко результаты как раз блестяще подтверждают результаты Менделя! По другой версии это Легенды, это был не Любищев, а Легендарный Академик Колмогоров.
Так вот, а дело в том, что Лысенко, по всей видимости, банально не владел методами мат статистики и не знал даже примерно, что это такое и почему количественные результаты надо обрабатывать статистически!


Легенда 5я.
Профессор Матекин устраивает засады на последователей Лысенко в туалете Биофака.
Недавно ушедший, увы, от нас Профессор Петр Владимирович Матекин – выдающийся русский ученый, мистик, эзотерик и алхимик, Учитель Жизни, мыслитель и воин, потомственный аристократ и просто очень замечательный человек, одна из наиболее Легендарных фигур в истории Московского Университета.
Помимо всего прочего, про Профессора Матекина рассказывают такую Легенду, что во времена засилья лысенковщины Петр Владимирович в буквальном смысле этого слова постоянно бился с активными сторонниками Трофима Денисовича Лысенко.
Ближе к вечеру он обычно затаивался в одной из кабинок биофаковского туалета на 2м этаже и ждал, пока туда забредет по нужде кто-то из активных приверженцев «Советского Творческого Дарвинизма». После чего он выскакивал в самый неожиданный момент и бил морду незадачливому стороннику Трофима Денисыча.
По другой версии этой Легенды, там было еще круче – что вечерами Профессор Матекин слонялся по второму этажу Биофака с видом скучающего зеваки, высматривал подходящего «творческого дарвиниста», шел за ним до туалета, а затем набрасывался сзади, затаскивал в туалет и там уже задавал хорошую трёпку своей жертве.


Легенда 6я.
Студенты заносят портрет Трофима Денисыча Лысенко в туалет Биофака.
С туалетом на 2м этаже Биофака связана еще одна Легенда. Говорят, что во времена засилья Лысенковщины на Биофаке МГУ на самом почетном месте висел огромный портрет Трофима Денисыча Лысенко.
И что среди студентов МГУ существовала такая хорошая традиция – время от время находилась группа заговорщиков, которые похищали здоровую картину с изображением Трофима Денисыча, заносили ее в мужской туалет на 2м этаже и приковывали эту картину цепью к батарее.
Каждый раз это, конечно, оборачивал огромным скандалом, и зачинщикам, будь они пойманы, конечно, грозило отчисление, тем не менее, трюк с заносом «Лысенко» в мужской туалет 2го этажа Биофака периодически повторялся.


Легенда 7я.
Что такое ДНК и почему ДНК не может быть веществом наследственности.

Трофим Денисович Лысенко, по всей видимости, был не очень образованным человеком, но очень остроумным и харизматичным, за счет чего и выезжал. В 1950х годах в мировой науке стало довольно общепринятым считать, что ДНК связана с наследственностью, Лысенко жутко невзлюбил эту теорию и постоянно критиковал ее на своих лекциях в Тимирязевской Сельхозакадемии. Ему, в частности, приписываются пара перлов про то, почему ДНК не может быть веществом наследственности:
1. Вот говорят, что ДНК – это, дескать, вещество наследственности! Нет, ну надо же! Вот ведь глупость-то какая несусветная! Ну как же может быть ДНК веществом наследственности? ДНК – это ведь что? ДНК – это порошок! На нее ведь дунь – тьфу, -- и она полетит! (Тут Лысенко дул на свою ладонь, как будто сдувая порошок с ладони)
Ну как порошок может быть веществом наследственности?!?
2. Вот все говорят: «ДНК! ДНК! ДНК! ДНК!» Да ерунда это всё! Вот приезжайте ко мне на дачу, я вам всё покажу! У меня там этой ДНК завались! У меня там этой ДНК целая бочка стоит!


Легенда 8я.
Николай Николаевич Воронцов находит эффективный способ борьбы с засильем Трофима Денисыча Лысенко в советской биологии.

Герои этой Легенды, выдающиеся русские биологи Николай Николаевич Воронцов и Юлий Александрович Лабас, были близкими друзьями с самого раннего детства и учились в одной школе. В начале 1950х Николай Воронцов поступил на Биофак МГУ, а Юлий Лабас – в Московский Институт Рыбной Промышленности (сейчас такого ВУЗа нет, а по тем временам это был как бы запасной Биофак для молодых людей с сомнительной с точки зрения властей генеалогией).
Друзья, несмотря на то, что учились в разных ВУЗах, продолжали поддерживать близкие отношения, они много обсуждали сложившуюся ненормальную ситуацию в советской биологии, когда школа «Советского Творческого Дарвинизма» подавляет альтернативные точки зрения, и однажды они решили, что с этим мириться больше невозможно, и что надо что-то делать.
После чего Лабас и Воронцов стали посещать лекции Трофима Денисыча Лысенко в Сельскохозяйственной Академии им Тимирязева, которая на тот момент сделалась вотчиной лысенковцев.
Юлий Лабас пытался бороться с Лысенко интеллектуальными методами, но, надо признать, что Трофим Денисыч, будучи личностью очень харизматичный и остроумной, довольно ловко выкручивался.
Однажды Лабас задал ему неудобный вопрос, на что Лысенко ответил
- Молодой человек, а Вы сегодня позавтракали?
- Да, позавтракал.
- Ну так вот идите теперь и пообедайте!
После этой фразы студенты весело хохотали, восхищаясь гениальностью и остроумием обожаемого ими Трофима Денисыча Лысенко.
Зато Николай Николаевич Воронцов быстро понял, что вести диспут с человеком такого интеллектуального уровня смысла нет. Тогда он придумал вот что: Воронцов приносил с собой на лекции резинку и газету. На первой половине лекции он нажевывал из газеты довольно внушительные бумажные шарики, а на второй половине – привязывал резинку к пальцам наподобие рогатки и начинал методично расстреливать Лысенко, стараясь попасть ему прямо в лысину. Надо сказать, у юного Коли Воронцова это здорово получалось, а Лысенко, получив пару-другую раз плотным шариком по башке, старался поскорее свернуть лекцию, ретироваться и покинуть зону досягаемости для воронцовского обстрела.


Легенда 9я.
Лысенко кормит коров шоколадом.
После того, как с лысенковщиной уже в хрущевские времена было покончено, Трофиму Денисычу устроили что-то типа почетной пенсии – он стал заведовать животноводческой лабораторией ВАСХНИЛ в Горках Ленинских.
По Легенде, там он занимался тем, что боролся за повышение жирности молока у коров. Он кормил коров ...... молочным шоколадом и вроде бы действительности добился повышения жирности. Вот только не понимал Трофим Денисыч, что, во-первых, в состав молочного шоколада уже входит молоко, и, во-вторых, шоколад этот стоит намного дороже, чем получаемое от коров молоко.


Легенда 10я.
У эволюции есть теория, а у Дарвинизма – одни проблемы!
Поскольку идеолог Учения Лысенко Презент был завкафедрой Дарвинизма Биофака МГУ, да и называлось это учение «Советский Творческий Дарвинизм», то после падения культа Лысенко в советской биологии к Дарвинизму стали относиться с большим скептицизмом, слово это стало как бы не очень уместным, так как ассоциировалось у многих с Лысенко.
Презента удалось выгнать из МГУ, Лысенко занимался своими коровами в Горках Ленинских, а Кафедру Дарвинизма, которая была до того не только обучающей, но и самой престижной на Биофаке и идеологически важной, сделали чисто исследовательской, а студентов на ней учить перестали.
Потихоньку состав кафедры менялся, и лысенковцев на ней к началу 1980х почти не осталось. Одновременно с этим стало понятно, что Теория Эволюции – бурно развивающаяся область биологии, и нехватка профессиональных специалистов-эволюционистов для советской науки стала очевидна.
По Легенде, директор ИБХ и выдающийся русский биохимик академик Юрий Овчинников незадолго до своей смерти планировал какой-то большой проект по изучению молекулярных основ эволюции и понял, что для такого проекта потребуются профессиональные эволюционисты, он обсудил эту проблему с Алексеем Сергеевичем Северцовым, а затем с другими известными учеными из МГУ, и решено было сделать Кафедру Дарвинизма опять обучающей готовить специалистов по Теории Эволюции.
Случилось это уже после смерти Овчинникова, и, перед тем, как кафедру сделали обучающей, ее почему-то переименовали из «Кафедры Дарвинизма» в «Кафедру Теории Эволюции и Проблем Дарвинизма.».
Говорят, однажды Северцова спросили, зачем надо было менять название почему это кафедра теперь называется «Теории Эволюции и Проблем Дарвинизма» , на что последовал ответ: «Видите ли, у эволюции есть теория, а у Дарвинизма – одни проблемы!»

Сообщество: ru-nauka.