В конце марта генеральный секретарь УЕФА Джанни Инфантино на конгрессе союза, прошедшего в Стамбуле, заявил, что команды, не соблюдающие правила финансового «фэйр-плея», с сезона 2013/14 будут подвергаться дисциплинарным санкциям. От простого предупреждения, если нарушение не очень серьезное, до исключения из соревнований…
Уверен, что эту информацию руководители наших клубов пропустили мимо ушей: видали они этот УЕФА с его требованиями сделать экономику экономной в гробу. А зря. Ведь оказаться за «железным занавесом» на сегодня имеют «отличный» шанс все наши коллективы, существующие на бюджетные средства и деньги от госкомпаний и живущие фактически одним днем. Иностранные гранды, впрочем, тоже не в восторге от новой политики ведомства Мишеля Платини, но у них хотя бы организация футбольного дела сама по себе особых нареканий не вызывает. Мы же от финансового «фэйр-плея» далеки, как от победы в Лиге чемпионов…
Во всем цивилизованном мире футбол — это бизнес: игроки получают огромные зарплаты; болельщики приобретают недешевые билеты и абонементы; телевидение платит клубам огромные средства за показ шоу с участием двуногих талантов; крупные фирмы (спонсоры) отслюнявливают миллионы евро, чтобы засветить свой товар в течение 90-минутного веселья. Нам же о таком «хозяйстве» остается только мечтать. Нам далеко и до такой простой штуки, как открытие клубного бюджета. А это то, с чего всё начинается. Вернее, должно всё начинаться. В Европе считается нормой, когда публика знает эти суммы.
На 4 апреля ни один российский клуб не представил детально статьи доходов и расходов. ЦСКА, правда, несколько лет назад бюджет общественности предъявил, но это все равно было как-то по-детски таинственно. В общем, поклонники и, как ни парадоксально, даже спонсоры (!) довольствуются приблизительными, условными цифрами. Но если любопытство толпы можно удовлетворить, используя слова «около» и «примерно», то Палату финансового контроля такие «коммерческие тайны» не обрадуют.
Но как огласить бюджет, если деньги, во-первых, в основном «дотационные» или поступают в казну от неизвестных жертвователей? И, во-вторых, если они (деньги) уходят потом зачастую в неизвестном направлении?
Более того, даже сведения о сумме трансферов футболистов у нас — тайна за семью печатями. Почему? Да потому что, мягко говоря, без подвохов тут не обходится. Вспомните историю с покупкой «Томью» Павла Погребняка. Или вот бывший гендиректор «Динамо» Дмитрий Иванов рассказывал, что в 2008-м 30 миллионов евро (1 миллиард рублей по тому курсу) от продажи «Зениту» Данни пошли на премиальные и бонусы игрокам, долги по зарплате, отделку базы. И за неимением открытой «ведомости» сразу вопрос: неужели все тридцать?..
К слову, о зарплатах. По мнению УЕФА, это один из главных показателей успешности управления. Если клуб выделяет на гонорары от 80 до 100 процентов тех денег, что он зарабатывает, это рано или поздно приведет к долгам и банкротству. Клубные же убытки, по правилам УЕФА, не должны превышать 5 миллионов евро за три года. А как этого добиться нашим командам, если они в большинстве своем покупают игроков дороже, чем продают? Да и не привыкли мы по-другому. Как говорится, есть вещи, которые нельзя купить, а для всего остального есть Сулейман Керимов…
Под грифом «совершенно секретно» иногда проходят и сведения о сроках контрактов футболистов! А все потому, что в России нечистоплотные агенты начинают обрабатывать понравившегося клиента задолго до того, как это разрешено по закону.
Поразительно и то, как патроны команд обвиняют СМИ в недостоверности приводимой информации. «Да не получает 20 миллионов евро в год Самюэль Это’O», — ругаются боссы «Анжи». «Да не платили мы за Джуджака 19 миллионов евро», — напряженно выдыхает президент «Динамо» Юрий Исаев. Господа, так вы назовите цифру, соответствующую действительности, и не будут журналисты ничего выдумывать. Боитесь афишировать? Уж не потому ли, что серые схемы, распилы и откаты являются непременными атрибутами «праздника». Кстати, согласно опять-таки правилам финансовой честной игры, в будущем, чтобы потратить лишние деньги на новичков, их надо будет сначала заработать.
Использовать же «левые» бабки под трансферы не получится. То есть придется серьезно в буквальном смысле слова считать деньги и доказывать доходы. И, естественно, афишировать все подсчеты.
Что может оздоровить клубную экономику? Потолок зарплат? Кто же спорит?! Но в России это нереально. Ни один президент, грезящий золотыми медалями, на такое не пойдет. Жесткий «прессинг» жучков и прочих менеджеров-проходимцев? Конечно! Но кто взвалит на себя эту ношу? Да и насквозь прогнившая система плодит дельцов со скоростью света.
Безусловно, самое время вплотную заняться собственной коммерческой деятельностью. И тут надо прежде всего повернуться лицом к зрителю. Точнее, научиться с ним работать. Сувенирную продукцию худо-бедно делать наловчились, но это лишь капля в море. Главное — привлечь зрителя на стадион и заставить его там тратить, тратить и тратить.
Но на аренах нынче заправляют хулиганы, которые своим поведением никак не способствуют притоку платежеспособных болельщиков. А уж поход на стадион целой семьей сегодня — явление уникальное, достойное Книги рекордов Гиннесса. И беда в том, что такое положение дел, видимо, вполне устраивает главу РФС Сергея Фурсенко сотоварищи, которые не в состоянии принять четкие законы, направленные на полное искоренение «договорняков», метателей снежков, бананов, кресел и прочих неандертальцев. Зато идиотские идеи, вроде проведения чемпионата по системе плей-офф или перенос финала Кубка России в Екатеринбург, рождаются в их головах едва ли не ежедневно.…Для членов КДК, комитетов по этике и других «карающих» комиссий безобразия на матчах (как со стороны игроков, так и со стороны фанатов) — и вовсе отличный источник доходов. Судите сами. По итогам 36-го тура клубы в совокупности были оштрафованы почти на 1,5 миллиона рублей! Приплюсуйте сюда 500 тысяч, полученные от спартаковца Эммануэля Эменике, продемонстрировавшего средний палец ухающей в его адрес динамовской торсиде, и — сложите. Разве можно рубить сук, на котором сидишь? По идее все штрафы должны перечисляться на развитие детского футбола, но, глядя на лица людей из дисциплинарных органов РФС, возникает масса сомнений.
Так как клубам соблюдать финансовый «фэйр-плей», если сами отцы-основатели живут не по законам, а по понятиям? Однако выбираться из этого тем не менее необходимо, как и обнародовать и рассекречивать то, что по всем статьям не должно являться тайной. Ведь сколько сомнений возникнет в скором времени у УЕФА, заставляющего клубы уже сейчас правильно вести бухгалтерию, — остается только догадываться.
Комментарий
Максим МОТИН, президент компании «Футбол Маркет»:
— И ФИФА, и УЕФА понимают, что запущенный ими процесс контроля финансового состояния клубов достаточно сложный и пройдет немало времени до его конкретной реализации. На самом деле, правила финансового fairplayтолько со стороны смотрятся строгими, а при желании их можно обойти достаточно легко.
Если говорить о России, то следует признать: наши клубы не в состоянии заработать столько, сколько тратят, если перед ними стоят большие спортивные задачи. Команда, борющаяся за лидерство в чемпионате, выступающая в еврокубках, априори будет убыточной, и опыт ЦСКА, с трудом достигшего нулевого баланса, — тому доказательство. С другой стороны, и проконтролировать денежные доходы и расходы клуба достаточно сложно. У каждой команды есть хозяин, который в той или иной форме перечисляет ей деньги. Но как объективно оценить рыночную стоимость рекламы, допустим, «Газпрома» на футболках питерского «Зенита»? В прошлом году она могла равняться условно 100 000 евро, а в этом будет 500 000 или больше, и в итоге клуб получит столько денег, сколько ему необходимо. Еще один из элементов, позволяющих совершенно легально перечислять средства в клубную казну, — присвоение стадиону имени спонсора. Таким путем, например, «Манчестер Сити» «заработал» 150 миллионов евро. И пока действенных методов контроля за такими случаями нет.
Несомненно, введение financial fair play— необходимый процесс, но не стоит ожидать, что клубы придут к этим изменениям за один год. При всем желании мы не сможем заставить региональные команды, находящиеся на бюджетном финансировании, резко начать зарабатывать. Точно так же и футбольные ассоциации не будут стремиться незамедлительно прикрыть деятельность клубов, не подходящих под установленные финансовые параметры.
Комментарии