«Ветер в голове» или парадоксы российского политического мышления

Оценивая нынешнее состояние Гайд-парка. публикации российских печатных и сетевых СМИ и, особенно, комментарии к ним, я, «стареющий оптимист, живущий в эпоху перемен», пришел к удивительному выводу: в нашей стране сложилась уникальная система политического мышления и пристрастий, которую я никак не могу понять (хотя, может, и не надо). Уникальна она своей поразительной и необъяснимой парадоксальностью – мы, как никто другой, умудряемся одновременно воспевать и ненавидеть практически одно и то же, причем эти противоположные взгляды вполне могут мирно уживаться в одном человеке, хотя и не в каждом.

Я не совсем понимаю, как можно одновременно требовать «демократических перемен» и революции в России и при этом возмущаться действиями США и их союзников в мире. У нас куда ни глянь – везде сплошные знатоки в сфере внешней политики. Доморощенные воспитанные интернетом «эксперты» вовсю клеймят российский МИД за ближневосточную. китайскую, северокорейскую, американскую и иже с ними политику. Конечно, с кухни виднее, как надо вести себя в ООН и на переговорах с Обамой. В этих вопросах из нас так и прет чувство собственного достоинства – «мы вам покажем кузькину мать!». Но при всем этом многие одновременно умудряются с тем же темпераментом отстаивать идеи поборников «демократизации» страны, которые при всем этом ходят за инструкциями и финансовой поддержкой к тем самым западным фондам и в посольство США. Думается, в этом все еще проявляется старый «совковый» подход – мы готовы переплатить втрое за джинсы, но мы искренне считаем США «врагом № 1». С тех пор, судя по всему, изменилось немногое, просто джинсы стали доступны всем. Дефицитом стали деньги.

Еще мне не совсем понятно (а вернее, не хочется понимать), почему в условиях наступившей «свободы слова и мысли» вышло так, что этих самых «слов и мыслей» оказалось катастрофически мало? Когда было «нельзя», всем было, что сказать – умно, взвешенно, велеречиво. А когда стало «можно», то оказалось, что и сказать-то ничего нового не получается. У большинства в голове оказалась просто каша, причем недоваренная. Но этому большинству еще повезло, потому как у некоторых в головах оказалась уже переваренная каша – вернее, то, что от нее в итоге остается.   Отсюда и плодятся многочисленные комментаторы, которых хватает на одно-два литературных слова или междометия (здесь в ГП их предостаточно).

Мне до сих пор так особо и не понятно, почему в условиях демографического спада (который, кстати, испытывают многие страны) масса народу так резко выступает против привлечения гастарбайтеров – «понаехали тут!». Конечно, я понимаю, что не совсем приятно каждое утро ездить на работу в автобусе или на метро, в котором почти половина – выходцы из СНГ.

Но вот в чем проблема – они не занимают наши рабочие места, мы просто не идем на такую работу и за такие деньги. А если не будет этих гастарбайтеров – нам, что, в грязи захлебнуться? Да, меня тоже шокирует «Почта России» с таджикским лицом почтальонши. Но это тяжкий, неблагодарный и низкооплачиваемый труд, на который большинство русских просто не соглашается. Когда-то до революции во Владивостоке проживало большое количество китайцев, которые занимали именно нишу низкоплачиваемой рабсилы, занятой на самой грязной работе. И никто не жаловался, все были при деле. А сейчас все уже по-другому. Мы теперь считаем, что власть должна дать нам высокооплачиваемую работу, а если не может ее дать – пусть платит социальные пособия.

Мне совсем непонятна политика подавляющего большинства СМИ – вытаскивать на поверхность только грязь и скандалы. Разумеется, общество должно знать о проблемах. Но нельзя же говорить только о том, что у нас все плохо! Взять, к примеру, те же правоохранительные органы. За последние годы столько было там всего вскрыто – и хорошо, что мы об этом говорим. Но почему мы распространяем этот негатив на всех, кто служит в МВД? Там, между прочим, есть и достойные люди, которые просто честно исполняют свою работу и жертвуют своими жизнями. Про скандал в Казани знают все, а скольким известно о подвиге инспектора ДПС в городе Партизанск Приморского края? 29 февраля этот молодой парень, оформляя стандартное ДТП, спас жизнь женщине, вытолкнув ее на обочину дороги и приняв на себя удар несущейся с бешеной скоростью машины, которая сметала все на своем пути. Но мы больше привыкли говорить о том, что гаишники поголовно вымогают взятки, а о том, что эти люди в погонах защищают нашу жизнь, говорить стало не модно.

Я также не могу понять, как можно рассуждать о необходимости возврата к русской духовности и при этом потворствовать нападкам против православной церкви. Многие сетуют на то, что нынешнее поколение растет бездуховным, выступают за воспитание в нас и наших детях идеалов нравственности, но все это каким-то непостижимым образом умудряется уживаться с сочувствием к разнузданным девицам, устроившим пляску в храме. Конечно, можно по-разному относиться к этому деянию и, тем более, к обозначенному наказанию (я считаю его чрезмерным, лучше бы дать им 15 суток принудительных работ в хосписе – это лучшее воспитание совести и человеколюбия).   Но вот как бы вы отнеслись к тому, если бы в грядущий родительский день вам бы вдруг довелось увидеть такие пляски на кладбище, на могилах ваших родителей?

Возможно, я неправ и очень даже это допускаю. Но здесь я просто хочу выразить свое ощущение от происходящего, которое я могу описать лишь одним выражением – «ветер в голове», причем ветер переменных направлений. Или это просто «инь-ян по-русски» - наш уникальный образ мышления и восприятия действительности, объединяющий белое и черное в одном флаконе?