Немного генеалогии...

На модерации Отложенный

      Немного покопался в церковных архивах и нашел своего предка. Честно говоря приятно... Но интересный момент. Человек вроде за Российские интересы воевал а, был предан царём...

Макси́м Железня́к, или Зализня́к[1] (укр. Максим Залізнякпольск. Maksym Żeleźniak) — главный предводитель гайдамаков в эпохуКолиивщиныЗапорожский казак, он оставил уже войско, готовился к принятию иноческого чина и был послушником в Мотронинском монастыре (укр.)русск., когда насилия барских конфедератов над православными на правобережной Украине вызвали в её украинском населении сильное волнение. Во время восстания был провозглашен гетманом возрожденного независимого украинского государства - державы Войска Запорожского.

Железняк решился поднять знамя народного восстания и стал во главе гайдамацкого отряда из нескольких сот человек, назвавшись запорожским полковником, созывая к себе народ. Решающую роль сыграли провокации от российской власти, которая распускала слухи об имеющейся у него грамоте Екатерины II, повелевающей истреблять поляков и евреев на Украине. Толпы народа сошлись на этот призыв, и Железняк, постепенно увеличивая свои силы, в апреле 1768 года вышел из Мотронинского леса и дошел до Умани, везде истребляя поляков и евреев.

Особенно кровавая резня произошла в Лысянке[источник не указан 325 дней] и самой Умани, куда, как в места наиболее укрепленные, стекалось при появлении первых слухов о восстании большое число панов. Перед последним городом Железняка встретила надворная казацкая команда киевского воеводы Потоцкого, под предводительством сотника Гонты, который перешёл на сторону Железняка. После взятия Умани, в ней (по словам некоторых польских мемуаристов, погибло до 20 000 человек польских панов и евреев), Железняк провозгласил восстановление гетманщины, а Повстанческая Рада назвала его гетманом. Вскоре присланный генералом Кречетниковым полковник Гурьев хитростью захватил Железняка и Гонту в плен.

Как русский подданный, Железняк не был выдан полякам, подобно Гонте, а остался в руках русских властей. 8 июля 1768 он был, вместе с 73 товарищами, которые считались русскими подданными, заключен в Киево-Печерскую крепость, а в конце месяца вышло распоряжение о предании его суду в киевской губернской канцелярии. Суд осудил Железняка и его соратников к избиению батогами, клеймению, вырыванию ноздрей и пожизненному заключению в шахтах Нерчинска. Находясь по караулом в окрестностях Ахтырки, Железняк с 51 товарищами сумел бежать, обезоружив охрану; но большая часть бежавших, в том числе сам предводитель, были вскоре пойманы.

По другой версии, позже, уже находясь на каторге, Железняк снова бежал и даже принимал участие в войне под руководством Пугачёва.

В украинской народной памяти Максим Железняк остался как герой национально-освободительной борьбы с поляками и защитником православной веры, образ его сохранился в народных песнях и преданиях в идеализированном виде.

Максим Зализняк является одним из главных персонажей знаменитой поэмы Тараса Шевченко «Гайдамаки» (укр.)русск..

 

 Рапорт киевского плац-майора Василия Лбова о принятии в киево-печерскую крепость 74 гайдамак и в числе их полковника Максима Железняка. 1768 года, июня 9.

Киевской губернской канцелярии в секретную экспедицию от киевских плац-майорских дел рапорт.

Сего июля 8-го дня прислано из Польши пойманных гайдамак семьдесят четыре человека, коим при сем имянной список прилагается, которые и содержатся в киево-печерской крепости под караулом и пропитания никакова ни откуда не имеют; о сем секретной экспедиции сим представляю: что повелено будет с оными чинить, имею ожидать резолюции. Плац-майор Василий Лбов. июля 9 дня, 1768 году. [566]

Список приведенным за конвоем, взятым под местечком Гуманем, запорожским старшинам и козакам, а именно:

Называемые: атаман Павло Таран, полковник Максим Зелезняк.

Козаки: Влас Лаевской, Макар Черной, Амелко Чуб, Иван Белой, Степан Якубович, Михайло Моторный, Кондрат Верховойт, Андрей Калыболоцкий, Иван Зелепский, Иван Лысой, Андрей Белой, Лукъян Долгопалой, Ефим Прейма, Максимъ Рудь, Еким Жерлай, Гаврило Таран, Влас Сокур, Радко Марковщина, Иван Губа, Корней Червой, Давыд Вербенко, Степан Саганак, Семен Тарасенко, Андрей Майданник, Фома Дурной, Каленик Медведевский, Федор Волошин, Яков Щербитенко, Лытко (sic) Грива, Петр Бондуренко, Павло Столбовый, Иван Таран, Грицко Кочар, Мосей Неживенко, Евстух Бескуздый, Никита Таран, Корней Белой, Кирило Стирчак, Денис Кобиняк, Иван Заверуха, Харко Круглой, Михайло Белоус, Филип Безрукавый, Грицко Таран, Иван Шрам, Василей Гаенной, Демко Балаган, Иван Жулай, Федор Булка, Лецко Бурган, Алекса Смишко, Нестер Литвиненко, Кирило Мадсейчан, Гаврило Губа, Семен Иванович, Демъян Чернявской, Петр Таран, Михайло Черной, Федор Кулбаса, Василь Таран, Михайло Плохий, Василей Скулчан, Ничипор Лаштабей, Игнат Побошкородич, Федор Губа, Василей Морчук, Трофим Чуприна, Иван Байрицкий, Фома Сукур, Павло Лабазин, Мосей Павлов, Яков Безродной.

Итого семьдесят четыре человека. Плац-майор Василей Лбов.

2. Постановление киевской губернской канцелярии о выдаче кормовых денег, по две копейки в день на человека, для содержания поименованных гайдамак. 1768 года, июля 17.

1768 году июля 17 дни. По указу ее императорского величества киевская губернская канцелярия, слушав присланного от находящегося в Полше каргопольского карабинерного полку полковника Гурьева рапорта, в котором между протчим объявлено: что по командировании его, полковника Гурьева, с оным каргопольским полком, от генерал-майора Кречетникова к польскому местечку Умани для истребления оказавшихся тамо гайдамаков, поймано тамо оным полком запорожских козаков 48, да пред тем поймано ж тверского карабинерского полку порутчиком [567]Калагривовым таковых-же запорожских козаков 25; итого 73 человека, между коими оных разбойников начальник называемой полковник Железняк. И оные гайдамаки присланы в Киев при приложенном при том рапорте списке, по которому явствует, что из показанных в оном Гордей Кибитной в дороге умре; а притом киевского гарнизона плац-майор Лбов письменно представляет, что из оных арестантов Павла Лабазина надлежит исключить, потому что он белевского полку беглой солдат и что настоящее его имя Андрей, а прозвание Кобызев. А по поданному от оного плац-майора Лбова списку явствует, что за исключением из оных арестантов вышеписанных: умершего Гордея Кибитного да беглого солдата Андрея Кобызева, имеет быть присланных от оного полковника Гурьева арестантов 71, да прежде того присланных в Киев с письмом из Умани от гайдамацких начальников два; итого всех 73 человека. Причом оной-же плац-майор Лбов писменно представляет, что на содержание оных арестантов, то есть на покупку им хлеба, меньшим числом обойтится не можно, как двумя копейками на день на каждого человека; а как оные арестанты присланы сюда по известным, происходящим в Полше обстоятелствам, о которых уже на резолюцию представлено в государственную коллегию иностранных дел, того ради приказали: вышеозначенных присланным каргопольского карабинерного полку от полковника Гурьева 71, да от гайдамацких начальников двум, итого 73 человекам арестантам, до воспоследования об них на оное, учиненное отсюда, представление резолюции, производить кормовые денги по две копейки на день на каждого человека, с приводу их в Киев, то есть сего июля с 8 числа и на произвождение им тех кормовых денег выдать помянутому плац-майору Лбову 50 рублев из имеющейся в Невской губернской канцелярии определенной на заграничные расходы суммы медною монетою, записав в расход с роспискою и о том расходчику, архивариусу Белоезерскому дать указы и плац-мaйopy Лбову на записку тех денег в приход и в расход, за губернскою печатью и за секретарскою по листам скрепою, книгу. Означенного же беглого солдата Андрея Кобызева, для поступления о нем по указам и воинским регулам, отослать при ордере к генерал-мaйopy киевскому обер-коменданту Елчанинову. При чем оному плац-мaйopy Лбову объявить, чтобы по издержке тех денег, в приход требовал выдачи еще на [568] произвождение оным арестантам кормовых денег.—Федор Воейков. Петр Веселицкий.

3. Приказ киевской губернской канцелярии о разыскании бежавших из под стражи на пути из Kиeвa в Белгород гайдамак с заметкою о поимке уже 36 из бежавших, в том числе, и Максима Железняка. 1708 года, декабря 19.

1768 году, декабря 19 дня. По указу ей императорского величества Киевская губернская канцелярия, слушав промемории из канцелярии новороссийской губернии, в которой объявлено, что из отправленной из оной канцелярии за надлежащим конвоем для препровождения в Белгород 71 человека колодников, Максим Железняк с товарищи, согласясь с протчими 51 человеком, во время ночлегу ахтырской провинции в слободе Котельве, ноября 1 дня сего 1768 году, ночью, разбив караул, и выломав двери, и отбив у солдат десять ружей и у козаков копья и ружья; из которых колодников 52-х человек Железняк с товарищи 33 человеки, да в малороссийском полтавском полку два человека пойманы, а 16 человек за побегом их не пойманы и тою премемориею требуется о подтверждении, куда надлежит, о присматривании и доимки, по показанным в приложенном при оной промемории списке приметам, оных беглых колодников, и, если пойманы будут, о присылке оных в ту канцелярию новороссийской губернии под караулом для отправления их в надлежащая места. Приказали: в киевской магистрат, також в полицмейстерскую контору и на состоящие в киевской губернии главные пограничные форпосты послать указы и при оных приложить с оного, присланного при промемории из канцелярии новороссийской губернии бежавшим колодникам списка копии, и велеть тех бежавших 16 человек колодников, по показанным в том списке приметам, присматривать и ловить, и ежели где усмотрены и пойманы будут, то, забив их в колодки, прислать под крепким караулом в киевскую губернскую канцелярию немедленно, и для ведома о том в оную канцелярию повороссийской губернии сообщить промемориею. Наум Ск..., Василий Флееров, секретарь Василей Чернявской. Подписано 20 декабря 1768 года.

<small>Текст воспроизведен по изданию: Несколько данных о судьбе Железняка после его ареста в Умани // Киевская старина. № 12. 1882</small>