Притча о Святом Франциске из Ассизы

Однажды зимой Франциск шёл с братом Львом из Перузы к Порционкюлю; было так холодно, что они дрожали от стужи, Франциск позвал брата Льва, который шёл впереди и сказал ему: "О, брат Лев, дай Бог, чтобы наши братья подавали по всей земле пример святой жизни; - запиши однако, что не в этом радость совершенная".

Пройдя немного далее, Франциск опять позвал брата Льва: "И запиши ещё, брат Лев, что если наши братья будут исцелять больных, изгонять бесов, будут делать слепых зрячими или будут воскрешать умерших, - запиши, что и в этом не будет радости совершенной".

И пройдя ещё далее, Франциск сказал Льву: "Запиши ещё, брат Лев, что если бы наши братья знали все языки, все науки и все писания, если бы они пророчествовали не только про будущее, но и знали бы все тайны совести и души, - запиши, что и в этом нет радости совершенной".

Пройдя ещё далее, Франциск опять позвал Льва и сказал: И ещё запиши, брат Лев, овечка Божия, что если бы мы научились говорить на языках ангельских, если бы узнали течение звёзд, и если бы нам открылись все клады земли, и мы познали бы все тайны жизней птиц, рыб, всех животных, людей, деревьев, камней и вод, - запиши, что и это не было бы радостью совершенною".

И пройдя ещё немного, Франциск опять позвал брата Льва и сказал ему: "Запиши ещё, что если бы мы были такими проповедниками, что обратили бы всех язычников в веру Христа, - запиши, что и в этом не было бы радости совершенной".

Тогда брат Лев сказал Франциску: "В чём же, брат Франциск, радость совершенная?"

И Франциск отвечал: "А вот в чём. В том, что если, когда мы придём в Порционкюль грязные, мокрые, окоченелые от холода и голодные и попросимся пустить нас, а привратник скажет нам: "Что вы, бродяги, шатаетесь по свету, соблазняете народ, крадёте милостыню бедных людей, убирайтесь отсюда!" - и не отворит нам. И если мы тогда не обидимся и со смирением и любовью подумаем, что привратник прав, что Сам Бог внушил ему так поступить с нами, и мокрые, холодные и голодные пробудем в снегу и в воде до утра без ропота на привратника, тогда, брат Лев, только тогда будет радость совершенная".