ВЕРБЛЮЖИЙ ГОРБ
На модерации
Отложенный
Истинно сказано: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в Царство Божие». Одно из толкований этих слов Учителя связано с тем, что некогда в стене известного древнего города имелись ворота особой формы, называемые «игольным ушком», и восточное вьючное животное – верблюд – не могло пройти через эти ворота из-за своего горба. Если в основе такой интерпретации этого библейского утверждения лежит истина, то подобное же препятствие мы видим и в случае богатого человека. Имущество богатого человека соответствует горбу на спине верблюда, и пока он цепляется за эту ношу, или же она липнет к нему, он вынужден будет оставаться вне Града Небесного, то есть находиться в каком-нибудь более низком положении. Верно это толкование или нет – не столь уж важно; в действительности это утверждение истинно в своем буквальном значении. Со своей стороны Я могу добавить, что богатому человеку невозможно вступить и на путь Тайноведения. Первая же задача, которая дается ему в ответ на его просьбу принять в ряды учеников, – это добровольное отречение от всего мешающего, решительный и бесповоротный отказ от всего того, что может препятствовать его развитию. Он может вновь обрести все то, от чего отрекся, и даже вдесятеро больше, если будет принят, но это никогда уже не будет его собственностью, а будет принадлежать той ступени, на которую он вступил. Он может быть назначен на должность управляющего всем этим богатством, но каждый грош, проходящий через его руки, будет использован лишь так, как предписывается другими, и для пользы других. Если он и получит от этого какую-либо личную выгоду, то это будет лишь эпизодом, вызванным тем, что сам он является частью той ступени, которая ведает использованием этого богатства. Стоит лишь немного задуматься, чтобы понять, почему это должно быть именно так. На примере обычного человека нашего мира мы прекрасно знаем, к чему приводит обладание большим богатством. Деспотичность, самодурство, спесь, жадность – вот лишь некоторые из зол, порожденных его обладанием. И что еще хуже – это презрение и властвование над теми жалкими, раболепствующими и полными страха льстецами, которые следуют за ним по пятам; это притеснение бедняков, которые не унаследовали или не приобрели таких же сокровищ. Все это умерщвляет душу богатого человека, разрушает его доверие к человеческой природе и в конечном счете лишает его всего того, что делает жизнь достойной жизни. Подозрения в отношении своих друзей, презрение к рядовым людям, страх о том, что родные и близкие ждут не дождутся того дня, когда услышат о его смерти и смогут заполучить его богатство, – чего еще желать?
Право же, самый бедный человек в мире имеет больше причин радоваться жизни, нежели он.
Человек, крепко сжимающий в руках свой кошелек и проходящий мимо другого – бездомного и голодного; человек, который может воздержаться от подаяния изувеченному нищему или больному ребенку, что лежат в лачуге или просто на улице, через которую он проходит в свой уютный дом, не имеет никакой возможности стоять перед Учителем на вершине великой Лестницы Посвящения.
Я отнюдь не собираюсь разъяснять, как богатый человек может наиболее разумно распорядиться своей собственностью, – это дело его совести, но Я настойчиво повторяю, что обремененный материальными богатствами человек не может войти в Царство Небесное, не может достигнуть высот совершенства, Великого Посвящения. Это одна из немногих привилегий, которую не может предоставить его богатство. Слишком много «горбов у него на спине». Как правило, богача преследует единственный страх, что ему придется умереть и оставить свое любимое богатство. Бедный! Если бы он действительно мог его оставить, то для него была бы еще какая-то надежда. Но, к несчастью, он не может этого сделать и берет все с собою, это проклятие, на века. Не само материальное богатство (оно никогда не представляло особой ценности), но результаты, продолжающиеся следствия того, что он сделал, или, напротив, оставил несделанным, – тех бед и несчастий, причиненных другим людям в погоне за этими сокровищами; тех возвышенных, прекрасных христианских поступков, которые он мог совершить, но так и не совершил. То сострадание, сочувствие, любовь и милосердие, к которым будет взывать его голодная душа, он сможет видеть лишь подобно богачу, описанному Апостолом Лукой, – «издали». Так называемая благотворительность, которой он прежде гордился, обернется пустой и ненужной, ибо единственное, что могло сделать эту благотворительность полезной, – Любовь – никогда не была в нее вложена, а потому не может быть оттуда и почерпнута. Дар не имеет особой ценности, а нередко он просто ненавистен, если не был продиктован самозабвением и любовью; но эгоистичный человек утратил способность любить, заменив любовь идолом, созданным руками человеческими.
Поистине, среди всех людей нет ни одного, кто бы так нуждался в нашей жалости, как эгоистичный богач. Но, к несчастью для себя, бедный человек не всегда вовремя осознает силу проклятия неограниченного богатства, чтобы не допустить этому проклятию обрушиться, в свою очередь, и на него. Истинно, довольство всем малым есть сокровище.
Учитель Илларион (Учение Храма)
Комментарии
Ваши слова да Кириллу бы в уши...