Клериссо Шарль Луи: художник и архитектор
На модерации
Отложенный
28 августа 1721 года - 9 января 1820 года.
Парижанин.
О семье и детстве сведений нет.
В Париже он был учеником архитектора и декоратора Жермена Боффрана в королевской Академии архитектуры.
В 1746 году, когда ему было около двадцати пяти лет, он выиграл Premier Prix de Rome ( французская стипендия для
студентов гуманитарных факультетов, первоначально для художников и скульпторов, которая была учреждена в 1663
году во время правления Людовика XIV во Франции. Победители получали стипендию, которая позволяла им
оставаться в Риме от трех до пяти лет за счет государства. Премия была распространена на архитектуру в 1720 году,
музыку в 1803 году и гравюру в 1804 году. Престижная награда была отменена в 1968 году Андре Мальро, министром
культуры) в архитектурном конкурсе на проект Un grand hôtel, или большой особняк.
Премия включала стипендию для обучения в Риме, а в 1749 году Клериссо стал официальным пенсионером
(резидентом) Французской академии в Риме, где его наставником был художник руин Джованни Паоло Паннини.
В Риме он также подружился с Джованни Баттистой Пиранези и Клодом-Жозефом Верне, и в 1752 году все трое
отправились в эскизный тур по вилле Адриана в Тиволи.
Прежде чем начать рисовать, трое первых должны были срубить и сжечь подлесок, где таились колонии ядовитых
змей и скорпионов."
(с)
https://ru.wikibrief.org/wiki/Charles-Louis_Cl%C3%A9risseau
"В 1755 году шотландский архитектор Роберт Адам прибыл во Флоренцию, где он встретил Клериссо, который
сопровождал его в Рим. Вместе они изучали античные памятники в Риме, на юге Италии и Франции.
В 1757 году Адам и Клериссо работали над изданием гравированных рисунков и чертежей руин дворца императора
Диоклетиана в Спалато (1764 г.).
Со временем Клериссо стал авторитетным знатоком и наставником для поколения молодых студентов-архитекторов,
которые выигрывали престижный Большой приз (Grand Prix) для прохождения обучения во Французской академии
в Риме. Клериссо был признанным главой кружка французских и английских любителей античности в Италии.
Участвовал в археологических изысканиях в Риме, Неаполе и Помпеях. В Риме у Шарля-Луи Клериссо учился
шотландский архитектор Чарлз Камерон.
Вернувшись в Париж, Клериссо помогал молодым архитекторам работать в «римском стиле». В 1788 году в Париже
был опубликован первый (и единственный) том из запланированной серии альбомов Клериссо «Древности Франции»
(Antiquités de la France). В 1771—1775 гг. французский архитектор жил и работал в Лондоне.
В своих рисунках, акварелях и проектных чертежах римского периода Клериссо использовал мотивы античного
искусства, в частности орнамента гротеска. Свой стиль Клериссо называл «этрусским».
Так сложилось, что два самых выдающихся последователей Клериссо — Р. Адам и Ч. Камерон — оказались главными
распрстранителями «этрусского стиля», как его тогда называли, в странах «к Северу от Альп»). Р. Адам вернулся в
Лондон, а Камерон в 1779 году из Лондона прибыл в Санкт-Петербург."
(с)
Википедия.
"Как дизайнер и архитектор, Клериссо привлек престижную клиентуру, в том числе Екатерину Великую.
«Екатерина закупала оптом альбомы гравюр и рисунков с видами греко-римских построек, и в них вошли
многочисленные гуаши Клериссо... [которые] были доступны для архитекторов-неоклассиков, работавших на
Екатерину, особенно для Джакомо Кваренги и Чарльза Кэмерона.
" В 1773 году Екатерина заказала у Клериссо «серию рисунков... в рамках своих планов построить « античный
парковый павильон», после чего «Клериссо рассердил ее, прислав огромное количество рисунков для огромного
и грандиозного дворца - и огромный счет ". Тем не менее он был назван главным архитектором императрис де Русси.
Клериссо создавал работы на бумаге, используя различные материалы, часто в сочетании, включая карандаш, мел,
тушь, акварель и гуашь. Многие из его работ были воспроизведены граверами в виде гравюр, в том числе
Доменико Кунего (серия «Виды античных зданий и знаменитых руин в Италии»), Франческо Бартолоцци,
а также Франческо Дзукки .
Самый большой комплект произведений Клериссо находится в собрании Эрмитажа в Санкт-Петербурге.
Выставка этих работ была представлена в 1995 г. в Лувре в Париже, в 1996 г. в Эрмитаже; иллюстрированный
каталог с заметками и эссе был опубликован в 1995 году в Париже издательством Editions de la Réunion des Musées
Nationaux.
Большие коллекции произведений Клериссо также хранятся в Музее сэра Джона Соуна в Лондоне (четыре рисунка и
двадцать две работы гуашью можно увидеть на веб-сайте музея) и в Музее Фицуильяма, Кембридж.
Работы Клериссо также находятся в коллекциях Лувра, Музея Кантини в Марселе, Музея Виктории и Альберта,
Royal Collection Trust, Художественной галерее Уитворта в Манчестерском университете, Альбертина в Вене
Рейксмузеуме, Художественном музее Метрополитен, Музее изящных искусств, Бостон, Художественном музее
Флеминга в Университете Вермонта, Музее Блантона в Остине, Библиотеке Хантингтона в Сан-Марино, Калифорния,
и Почетныго легиона в Сан-Франциско.
(с)
https://ru.wikibrief.org/wiki/Charles-Louis_Cl%C3%A9risseau
Тем не менее Шарль Луи Клериссо не состоит в российских номинациях и реестрах.
Его популярность во всех секторах интернета велика и безупречна, в том числе и как талантливого живописца.
Он - кавалер Почётного легиона.
Сыграл важную роль в развитии мировой архитектуры.
Картины Клериссо мне понравились.
И я решил представить его творчество любителям изобразительного искусства.
Стиль: синтетический. Фигуративная станковая живопись: масло, холст, рисунок, гуашь и другие техники.
Неоклассицизм, "архитектурная фантазия", так как историки считают, что всё что изображено на картинках
художника вымысел, воображаемые объекты и их не было в действительности.
С этим можно согласиться, но можно и поспорить.
Тут остаётся довольно много места для того, чтобы каждый
думал сам. Со своей стороны мы хотим лишь удивиться, если все эти изысканные архитектурные решения
с высокой детализацией и прорисовкой является лишь вымыслом художника, а не следами от прошлых
продвинутых цивилизаций."
(с)
https://www.liveinternet.ru/users/4734325/rubric/2736033/page37.html
Жанр: архитектурный пейзаж с фантастической составляющей.
Палитра: колоритная.
Вернисаж прилагается:
По материалам интернета.
Комментарии