Размышления у входа в нашу школу

      Просмотрев содержание последних статей на нашем форуме, заметил такую интересную особенность, что после «сокрушительной победы» В.В.Путина на выборах, предвыборный гон со всех сторон спал. Наша «несистемная оппозиция» в лице «лидеров» уехала за границу зализывать раны и получать новые инструкции – «Что и Как Делать Дальше», профессиональные фрилансеры-тролли от оппозиционеров тоже сбавили обороты и нашу информационную лужайку по обмену мнениями видимо начали оккупировать другие «высокоинтеллектуальные» силы, которые стали обращаться к нашей дореволюционной, благочестивой и сытной жизни при наших батюшках Императорах.

    То, Игорь Борисович Чубайс, предлагает нам свой изысканный вариант «общероссийской национальной идеи» на базе исторического опыта дореволюционной Российской Империи. Теперь Сергей Морозов сокрушается что школа советская была тупая, «плохо ковала молодых строителей коммунизма».

    Хотя я всегда думал, что школа в первую очередь должна дать знания и научить ребенка логически думать, не тупо зазубривать на пару часов тему, а именно понять тему, чтобы она отложилась в голове на всю жизнь. И при чем тут дореволюционная школа:(((

Вот цитата от С.Морозова из его статьи: «Замерший плод. Заметка о советской школе.» (http://gidepark.ru/user/40142/content/1292141)

=Это была не советская школа, это была формально советская школа, просто школа. Почему? Да потому, что в ней не было того же, чего не было по меткому выражению В.В. Розанова в школе дореволюционной - не было сердца. Был гуманизьм, было снисхождения, а сердца, настоящего, не от ума, горящего, пылающего уже не было. =

    Да-а-а-а, подумалось мне - а вот школа дореволюционная это был – «высший пилотаж», да еще, блин. и с «сердцем». Вопрос только возникает, а в каком месте там было сердце? В кондуите у директоров гимназий или на филейных частях учеников?

   Только, для этого достаточно почитать про нравы в дореволюционной гимназии в автобиографичной повести Льва Кассиля «Кондуит и Швамбрания», видимо кроме Розанова, С. Морозов её не читал.

    Ну, давайте вернемся к дореволюционной методологии воспитания законопослушных граждан России, как того желает автор, ссылаясь на г-на Розанова. Вернем школе утраченное «сердце» в виде системы телесных наказаний, которые и поныне, хоть официально запрещены, но практикуются и на Западе (в частных школах) и США в 20 штатах (где есть разрешение) Кроме США, телесные наказания среди других индустриально развитых стран разрешены  только в Канаде и в одном штате в Австралии. А первой страной мира, где учителям в 1783 году запретили бить учеников, была кстати российская Польша.

Итак, в «продвинутом дореволюционном образовании»(с «сердцем») телесные наказания считались более предпочтительными воспитательными методами. Использовались повсеместно, но особенно жестоким, как это ни странно, было в элитарных учебных заведениях – таких, как гимназии и лицеи.

На первом месте стояла порка розгами или, как ее ласково называли, «березовая каша». В.Пикуль в миниатюре «Тайный советник» упоминает о том, что каждую субботу в «славном и древнейшем граде» Полоцке секли всех учащихся (чаще всего – в алфавитном порядке). В гимназиях наказания регистрировались в особом штрафном журнале – кондуите, для отчета перед инспекциями из губернского образования об идеологическо-воспитательной работе в духе любви к Богу, императорскому дому и своему славному Отечеству. (Что однако не помешало потом этим «высоковоспитанным молодым верноподданным» учинить и поучаствовать в паре революций и в гражданской войне)

Вообще в мире орудиями  наказаний в школах были палка, трость, плеть и линейка для ударов по рукам.

Многие часы дети выстаивали на коленях на горохе (в Латинской Америке – на зернах кукурузы). Россия в отношении наказаний часто «отставала» от просвещенной Европы, все по старинке розгами детишек баловали. В нашей стране в карцер школьников помещали лишь в исключительных случаях и при условии обязательного извещения родителей. (На это правило, впрочем, зачастую не обращали внимания.) 
     Ну конечно наша продвинутая либеральная общественность протестовала против телесных методов наказания. А когда известный хирург и педагог-гуманист Н.И. Пирогов с разными оговорками узаконил розги в «Правилах о проступках и наказаниях учеников гимназий Киевского округа» (1859), Добролюбов обрушился на него громы и молнии. Его статья «Всероссийские иллюзии, разрушаемые розгами» имела многозначительный эпиграф: «И ты, Брут».
    
В 60-е XIX века либеральные реформы не обошли стороной и российское образование. В новых инструкциях рекомендовалось быть «мягше, гуманней, либеральней» Но уже в 1870–80-е гг. благие намерения авторов той образовательной реформы, были забыты и благополучно похоронены и все вернулось на круги своя. Впрочем как всегда это водится на Руси:)))

Помимо  сечения провинившихся гимназистов, существовал еще целый ряд  других способов поддержания дисциплины и наказания виновных, например как система исправительных мер в военных гимназиях: как «духовное назидание, пристыжение перед товарищами, угроза наказания, обязательное извинение перед обиженным, выговор, внушение, обязательное занятие в свободное время, взыскание платы за испорченную вещь».

Еще ребенка  могли лишить лучшего места в  классе, могли записать его имя на черной доске и оставить на час или два без обеда после уроков – так сказать «наказать голодом». В «Дневнике писателя» у Достоевского есть факт, относящийся к 1877 г., о самоубийстве двенадцатилетнего гимназиста – спокойного мальчика, из хорошей семьи. Он не выучил урок, был оставлен в пустом классе в наказание, нашел веревку и повесился. Самым худшим наказанием считалось исключение из гимназии – временное или с «волчьим билетом», то есть без права поступления потом в какую бы то ни было среднюю школу.

Да, не спорю против аргументов критиков моей заметки в нашу стенгазету, что во-второй половине XIX в., в России, как  и везде в мире, прослеживалась тенденция к устранению элементов  физического мучительства, но не более, как пороли по-старинке, так и пороли, пока большевики не отменили. Но и после отмены применяли такие же методы, но неофициально, а потому что учительский состав остался тот же (с сердцем), да и дети прошедшие голод и разруху, были повзрослевшие и более неуправляемые.

Кстати раз уж восстанавливать дореволюционные нормы образования в нашей России, то пора бы ввести сословия и нечего в школу допускать «нищебродов и охлос»(это по меткому определению одной высокоодухотворенной российской журналистки, нерусской национальности, что сама в СССР сухари грызла, а нынче в «россиянской елите» и имеет на хлеб на зарубежные гранды)

.

   Мой вывод – после победы нового(старого) Лидера нам начали грамотно и ненавязчиво внушать, что двигаться надо назад к светлой и просвещенной авторитарно ориентированной общности, на базе исторического опыта Российской Империи.

Вот только смущает вопрос – когда решат о создании Монархии, как нового прогрессивного строя общества и когда наконец введут, всеми любимое и долгожданное, Крепостное Право. Ведь как нам А.Б.Чубайс сказал: «Почему в парадной грязь и лампочка не горит? Да, потому что Хозяина нет.» Вот и будет на каждого нашего мужика и его семью настоящий Хозяин- Барин, вот он и будет о нас заботится и будет всем нам великое счастье:)))