С кем воюет Церковь?
Настоятель храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве, магистр богословия, протоиерей Сергий Правдолюбов
— Воинствующая церковь – что это такое? Значит ли это, что православные должны быть воинственными?
—Тут все просто. «Наша брань не к плоти и крови, а к духам злобы поднебесной. И вы еще не до крови сражались». Какой крови, человеческой? Врагов? Да вы что! Нет, исключительно до крови, как это и читается в некоторых житиях, самих преподобных отцов (вспомните преп. Феодора Студита). Зачем же с людьми воевать? Никто никогда не учил Церковь воевать с людьми.
— А я читал на «Русской народной линии», что свт. Иоанн Златоуст предлагал богохульникам затыкать рты, чтобы они побаивались.
— Это место мое самое любимое. Я вам сейчас точно процитирую. Это из первого тома, цикл проповедей о статуях. Святитель Иоанн сказал замечательные слова: «Идешь по площади городской и слышишь, что кто-то ругает веру и православие – останови и скажи: “нельзя так делать”. Если ты слабосильный и худой, а он сильный, то станешь мучеником. А если нет, то загради уста, освяти ударом свою руку». Это реалии древней Антиохии, в которой люди были чрезвычайно активными. Иоанн Златоуст здесь не призывает убивать человека, но заставляет людей понять, что это важная проблема. И нужно понимать, что это сказано в совсем другой обстановке, нежели сейчас. В этот момент христианству как дозволенной религии не было еще и ста лет. А в Константинополе? Там нравы невоцерковленной столицы были таковы, что свт. Иоанну приходилось говорить: «Настал великий пост, идешь по улице – увидел красивую женщину, вспомни что пост — пройди мимо». А если поста не было, то красивую женщину византиец запросто мог «взять на абордаж», для него это было крайне естественно. Если мы возьмем за правило слова свт. Иоанна, обращенные к людям Византийской империи эпохи ее начала, то мы будем в ужасе. Например, он, под конец своего служения в столице, сказал с амвона, что вокруг него творятся такие страшные вещи, что когда он видит, как грешат мужчина с женщиной, то ему уже кажется, что это добродетель. И что, свт. Иоанн одобряет блуд и грех мужчины с женщиной? Ну конечно, нет! Это же ритор, оратор, у него специальные приемы воздействия на умы людей, с помощью которых можно сказать так, чтобы это осталось в голове. Это педагогика и ораторское искусство, прием преувеличения в дидактических целях, а вовсе не наставления преподобного отца из пустыни. И поэтому никаких «сокрушений уст», ни в коем случае!
А что касается добровольного мученичества, то нам известны случаи из житий греческих новомучеников XVI века, когда люди объявляли себя христианами и шли в лапы иноверцев и врагов, которые их убивали. Но ни в коем случае нельзя идти на такой подвиг по собственному желанию, ибо ты можешь в последний момент отказаться и предать Христа! Это только по послушанию, и то – далеко не всем. Но чтобы убивать кого-то? Где же здесь христианское учение? Вы знаете, я не могу этого понять. Это ожесточение, и эта агрессия, которые идут от неумеренных и мощных, прошу прощения, неофитов. Мой дед по материнской линии священномученик Михаил был противомагометанским миссионером в городе Касимове, в котором половина жителей была мусульмане, а половина – православные. Он говорил им об Истине церковной, об истине Божественной, что есть Господь Иисус Христос. И никто никогда не пытался его за это убить. Зачем же дразнить, нападать, приводить в неистовство людей? Вы помните историю из жизни Макария Великого про столкновение с язычником? Ученик старца встретился с языческого жрецом, который куда-то спешил с поленом в руках. Ученик воскликнул: «Куда бежишь, демон»? Жрец, рассердившись, жестоко побил его, и пошел дальше. Через некоторое время жрецу повстречался сам прп. Макарий, который приветствовал его так:
—Здравствуй, о трудолюбец!
— Что нашел ты во мне доброго, чтоб приветствовать меня?
— Сделал я тебе приветствие, потому что увидел тебя трудящимся и заботливо спешащим куда-то.
— От приветствия твоего я пришел в умиление и понял, что ты - великий служитель Бога.
И с этими словами жрец пал к ногам монаха, обнял их, и воскликнул: «Не оставлю тебя, доколе не сделаешь меня монахом». Преподобный и пожалел язычника, и милостиво к нему отнесся. А вот этой современной агрессивности молодого христианства, абсолютно неофитского, я не могу понять. Ревность не по разуму, которая кончается сегодняшним скандалом, связанным с девицами, которых некоторые православные требуют срочно посадить на семь лет.
— По вашему, сажать их нельзя?
— Ни в коем случае! Больше чем общественными работами их никак нельзя наказывать! Пусть подметут территорию вокруг Храма Христа Спасителя – этого будет более чем достаточно.
— А не можем ли мы все-таки более активно защищать свои святыни, в том числе силой? Ведь может быть, если бы мы проявили больше силы в 17 году и встали на защиту царя и отечества от безбожной власти, не было бы и революции? Не пора ли нам сейчас об этом вспомнить?
— Вы знаете, если мы внимательно-внимательно посмотрим на историю России, то мы увидим, что трещина между государством и Церковью прошла давным-давно. В самое святое время, в самое древнее, которое мы считаем золотым веком, еще до Сергия Радонежского. Что было при Иване III-м? А что делал Иван IV Грозный? Когда он ушел в Александровскую слободу, какая трещина пошла по всей России между церковью и людьми. И какая была страшная война против собственного православного народа во время опричнины, когда был уничтожен Новгород, а Псков царь пощадил только из-за юродивого. А Петр Первый, который разорвал церковное единство, уничтожил Патриаршество? Который создал «интеллигенцию» и отделил ее от народа и от Церкви. Он смеялся и издевался над Церковью больше, чем большевики.
Еще два слова. Посмотрите, вот есть Александр Васильевич Суворов — уникальный образец развития русской природной интеллигенции. Он был не только верующим, но и молитвенником, автором покаянного канона, он молился и поклоны клал сам и врачей немецких заставлял. Но почему это оказалось тупиковой линией поведения? Почему буквально через 20 лет после его кончины в 1800 году, русские, интеллигентные, и вроде бы верующие дворяне уже стеснялись креститься на кресты храма? Почему они отошли в сторону? Академик Панченко очень верно и точно сказал, что мы наследники тех, кто был против царя и тех, кто убивал царя, если мы одобряем декабристов и всех остальных. А этот отход произошел еще вон когда. И уже тогда царь перестал быть нам отцом родным. И дело дошло до нашего времени, это органичное продолжение. Большевики всего лишь подняли то, что было брошено на землю. Было надломлено, и они сломили. Это логичное завершение страшного тяжелого исторического развития. И что же, вот так вот сейчас, как отец Всеволод предлагает, убивать как можно больше большевиков? Дорогой мой, почему так поздно?! Ты дойди до Ивана Третьего и начни там, подними вопрос. С какой стати, что там произошло с Церковью и с государством? Почему икона Пресвятой Богородицы уже тогда покидала Кремль? И только молитвы преп. Сергия и преп. Варлаама Хутынского остановили ее. Не говорю уже о патриархе Никоне и о старообрядческом расколе.
— Я думал все намного проще, честно говоря, – пойди и порви плакат на пикете.
— Ни в коем случае! Это, вы знаете, примитивно. Эта агрессивность людей приносит Церкви только зло, она ставит Церковь в тяжелое и страшное положение. Вместо милосердия – призывы к прокуратуре. Господи, помилуй! В доме повешенного, я имею в виду Россию, о прокуратуре не говорят. Прокуратура это у нас орган, который страшнее всех прочих. Вспомните Новомучеников. И вспомните современные судебные ошибки. Какой же может быть разговор, о том, что мы, Церковь, обращаемся в прокуратуру?! Да кто надоумил нас? Апостол Павел вообще запретил обращаться в мирской суд! Кто, кому в голову пришла такая совершенно советская мысль? Да вы что? Терпите и страдайте, и ничего страшного не будет. И только лишь страданием и выдержкой и молитвой победит Церковь противников, а не агрессией и какой-то дикой, первобытной физической силой.
Комментарии
Вы совершенно правильно помыслили: Если древним, полудиким народам Бог позволял действовать по закону дикарей: " Зуб за зуб", то для более развитых людей Он утверждал иные законы: " Да ЛЮБИТЕ друг друга".
И если дикарю и воздастся по его дикарскому умыслу, то человеку РАЗУМНОМУ- современному, за такое же воздастся, как сказано " В семьдесят раз в семеро"!!! ( ВЗ). НЕ позавидуешь таким! Сколько же им придется перестрадать за свое деяние!
А вот любовью - состраданием, умением прощать, можно так обрести Божественную защиту, что никакие враги не одалеют ТАКУЮ Церковь
Но среди нынешних христиан таких нормальных найдется не больше, чем полностью здоровых детей среди школьников Магнитогорска или Норильска.
Не могу привыкнуть к Вашей своеобразной манере заменять точки отточиями. Она лучше, чем непрестанно восклицать, однако что она выражает?
У детей школа меж храмами Кураева и Чаплина, даже там раскол мнений....
И не всегда последующее - лучше предыдущего...
Церковь могла бы спастись только правдой. Но церковь боится правды. Потому что в Бога церковные иерархи не верят по-настоящему. И сознаться в этом, естественно, не могут. А потому и Правды Бога они знать не могут. А значит - не могут Ее и проповедовать и не могут Ей следовать.
Не терпение и страдание, а учение, обучение Богу - вот путь, которым церковь могла бы спастись. Но она этого пути не видит, не понимает.
Еф.6:12 потому что наша брань не
против крови и плоти, но против
начальств, против властей, против
мироправителей тьмы века сего,
против духов злобы поднебесной.