Динозавры шоу-бизнеса, отказывающиеся вымирать

На модерации Отложенный

Несмотря на множество изменений, произошедших за последние 20 лет, Россия продолжает находиться под сильным влиянием советского прошлого, а тот факт, что «эстрадные динозавры» советской эпохи все еще играют важную роль на музыкальной сцене, является тому доказательством.

Для меня такие артисты, как Алла Пугачева, Иосиф Кобзон, София Ротару и Юрий Антонов тесно связаны с периодом тотальной нехватки товаров повседневного потребления и отсутствием достойного уровня жизни, а также правительственного лицемерия и общей агонии советской империи. И когда в начале 1990-х годов коммунистический режим распался, я, как и многие представители моего поколения, хотели, чтобы они исчезли.

Но этого не произошло. Также, как коммунистические бюрократы легко превратились в предпринимателей или заняли высокие посты в посткоммунистическом правительстве, тяжеловесы советской музыкальной сцены заняли видное положение в только что созданном шоу-бизнесе. И было неважно, воспевали ли они коммунистическую идеологию, как Кобзон, или не касались темы, как Пугачева.

Даже сейчас они продолжают занимать важную позицию. Кобзон, ведущий разговоры об уходе на пенсию последние 15 лет, пытается получить американскую визу, чтобы провести тур по Нью-Йорку, Чикаго и другим городам, хотя ему много лет подряд отказывали в визе на основании наличия предполагаемых связей с организованной преступностью. Недавно после одного опроса общественного мнения 65-летняя Ротару была названа второй самой красивой женщиной России. Пугачева покинула сцену два года назад, но продолжает поставлять материал для таблоидов, любящих  писать о ее личной жизни.

Существует несколько причин того, почему артисты советских времен продолжают занимать видное положение. Первая и самая очевидная – это связи и деньги. Было бы наивно предполагать, что в России в 1990-е годы зародился совершенно новый шоу-бизнес, заменивший существовавшую ранее систему. Это была та же система, адаптированная к новым «капиталистическим» правилам, но управляемая, по большей части, теми же людьми, в которой были замешаны почти все «динозавры» советской музыкальной сцены.



И, конечно же, на советских звездах можно было заработать, несмотря на то, что на рынок была «выброшена» куча мимолетных артистов.

В течение многих лет люди жили лишь с двумя телеканалами, на которых музыка появлялась нечасто, а те артисты, которые оказывались на экранах, запоминались навсегда.

Но помимо всего этого, я все же думаю, что главной причиной искренней любви  народа  к тяжеловесам советской музыки является тот факт, что у них и их фанатов – общее прошлое и одинаковый менталитет. Для большой части населения – особенно в отдаленной провинции – Запад продолжает оставаться главным врагом, «хороший царь» способен разрешить все важные проблемы, а Кобзон с Пугачевой являются крупнейшими звездами. Но даже у более утонченных жителей больших городов есть ностальгия по хитам молодости, и они рады видеть ветеранов сцены на своих корпоративных вечеринках.

Конечно, молодое поколение - совсем другое, и сегодняшняя молодежь слушает разную новую музыку. Тем не менее, творения советской эпохи часто исполняются новыми артистами в ретро-шоу, таких, например, как «Старые песни о главном». Одна из теорий,  объясняющих этот феномен, заключается в том, что новое поколение поп-артистов не смогло придумать никаких новых идей, и поэтому им приходится перерабатывать старый материал.

Я не совсем с этим согласен. Появилось множество новых и самобытных артистов. Но их творчество все еще слишком отличается от того, что многие люди слушали с детства. И пока менталитет советских времен и подсознательная ностальгия по ним не исчезнут, реликвии той эпохи или их более молодые подражатели продолжат занимать важное место на российской музыкальной сцене.