Суд над «красными кхмерами»

21 ноября в Пномпене открылись слушания процесса над последними, еще живыми высокопоставленными руководителями режима Пол Пота. Чрезвычайный трибунал по Камбодже начал слушания по «второму делу» лидеров «красных кхмеров». Ближайшие соратники лидера Демократической Кампучии обвиняются в геноциде, преступлениях против человечности, принудительном переселении людей, убийствах и пытках.

В апреле 1975 года режим «красных кхмеров» пришел к власти в Камбодже. В стране началось построение «стопроцентного коммунистического общества», что слишком дорого обошлось всему кхмерскому народу. Лидеры Коммунистической партии, разрабатывая свою концепцию камбоджийской революции, использовали марксистскую теорию диктатуры пролетариата и идею уничтожения враждебных классов и всех врагов революции. Пол Пот установил в камбоджийском королевстве коммунистическую диктатуру аграрного толка, запретив иностранные языки, религии и валюты. «Красные кхмеры» приняли республиканскую форму правления и в январе 1976 года провозгласили новую конституцию. В провозглашенной Демократической Кампучии Кхиеу Самфан стал президентом, Иенг Сари занял пост министра иностранных дел. Но вся власть сосредоточилась в руках премьер-министра страны, лидера и идеолога «красных кхмеров» Пол Пота. Настоящее имя этого камбоджийского политика – Салот Сар. К псевдониму «Пол» он начал прибегать ещё в 1950-е годы, а с 1976-ого использовал его постоянно. Псевдоним «Пол Пот» является сокращением от французского «politique potentielle» — «политика возможного»

В это время в стране установился режим, основанный на идее Пол Пота о том, что для строительства «светлого будущего» необходим «один миллион преданных людей». Таким образом, остальные шесть с лишним миллионов жителей, подлежали физическому уничтожению как «неспособные» перевоспитаться. Насилие и террор стали главным инструментами власти. В итоге целый народ с его традициями древней культуры и почитанием веры был жестоко изуродован этим марксистским фанатиком. При безмолвном попустительстве всего мира Пол Пот превратил цветущую страну в огромное кладбище. Режим «красных кхмеров» просуществовал почти четыре года, пока в январе 1979 года не был свергнут вьетнамскими войсками.

По версии ООН, за годы пребывания у власти Пол Пота в стране от голода, болезней и нищеты погибли около двух миллионов человек и впоследствии были захоронены на «полях смерти», на которых до сих пор люди выкапывают человеческие останки для захоронения. Десятки тысяч «врагов народа» были замучены в тюрьмах и лагерях. При «красных кхмерах» были уничтожены практически все преподаватели, врачи и ученые. Солдаты расстреливали людей только за ношение очков. Было запрещено читать, писать, знать иностранные языки, лечить людей, исповедовать религиозные культы. Были разрушены все храмы всех конфессий, уничтожены все священники.

При режиме «красных кхмеров» все руководство называлось «братьями» и делилось по порядковым номерам. Пол Пот официально был «братом № 1». «Братом № 2» был наименее известный за пределами Камбоджи Нуон Чеа, «правая рука» Пол Пота. «Брат № 3» – Иенг Сари, глава кампучийского МИДа, «брат № 4» – Та Мок по прозвищу «Мясник», и «брат № 5» – Кхиеу Сампхан, председатель президиума правящей партии. И далее в таком же духе…

Сегодня трое из пяти основных руководителей «кровавого» режима находятся на скамье подсудимых. Сам Пол Пот до трибунала, учрежденного в 2003 году, не дожил. После свержения режима «красных кхмеров» он почти 20 лет скрывался в джунглях, но в 1997 году был схвачен и вскоре умер от сердечной недостаточности. Всего отвечать за гибель миллионов камбоджийцев перед трибуналом выпало пяти соратникам диктатора: «брату №2» Нуон Чеа, «брату №5» Кхиеу Сампхану, «№3» Иенг Сари, его жене – экс-министру по социальной защите Иенг Тирит. Эти пятеро проходят по «второму делу» лидеров «красных кхмеров». По «первому делу» проходил главный палач камбоджийских маоистов, бывший преподаватель математики Канг Кек Леу. В последний момент было решено, что 79-летняя Иенг Тирит участия в слушаниях принимать не будет. Медики диагностировали у нее слабоумие и признаки болезни Альцгеймера. Остальные подсудимые заявили, что готовы предстать перед правосудием, однако своей вины не признают.

Что касается «первого дела» «красных кхмеров», то решение по нему было вынесено в июле 2010 года. Единственный, в настоящий момент, осужденный Международным судом по геноциду «красных кхмеров» Канг Кек Леу был приговорен к 30 годам тюрьмы. Канг Кек Леу известен по кличке «Дач», руководил пыточной тюрьмой «Тоул Сленг», в который были убиты тысячи камбоджийцев. По версии следствия, бывший начальник тюрьмы «Туол Сленг» был лично причастен к гибели свыше 40 тысяч заключенных. «Дач» опротестовал решение по своему делу. Решение апелляционной судебной инстанции по его делу ожидается 3 февраля 2012 года.

Слушания по преступлениям Канг Кек Леу, палача Пол Пота, начались в феврале 2009 года. 67-летнего Канг Кек Леу приговорили к 35 годам лишения свободы. Вскоре из-за процессуальных нарушений срок его заключения был сокращен до 30 лет, а потом и вовсе до 19 лет. Суд учел, что на момент вынесения приговора Канг Кек Леу провел за решеткой 11 лет. Он стал единственным из лидеров «красных кхмеров», полностью признавшим свою вину и на суде заявлял, что готов понести любое наказание. Многие уверенны, что этому способствовало то, что Канг Кек Леу принял христианство.

Для суда над кровавым режимом был создан специальный суд. Он был создан в результате договора между камбоджийским и международным правосудием. Договор был подписан в 2003 году, в 2006 была создана Чрезвычайная судебная палата в рамках камбоджийского правосудия. Она находится в Камбодже, а не как обычно в Гааге. Чрезвычайной судебной палате подсудны высшие руководители режима Пол Пота.

Из возможных мер наказания исключена смертная казнь.

Формально процесс по «второму делу» стартовал 27 июня этого года. Тогда прошло предварительное заседание суда, и слушания были отложены до 21 ноября. «Второе дело» «красных кхмеров» было решено рассматривать в несколько этапов. Преступления были разделены по группам: обвинения в принудительном перемещении камбоджийцев из Пномпеня и других городов в сельские районы, и отдельно обвинения в геноциде, пытках, преследовании по религиозным мотивам и убийствах.

Пока суду довелось услышать выступление «брата № 2», который изложил свое видение событий 36-летней давности. По словам Ноун Чеа, причиной всех бед «его любимого» камбоджийского народа была вьетнамская экспансия, которая продолжается до сих пор в виде нелегальной иммиграции в Камбоджу. Соседство двух стран бывший лидер «красных кхмеров» сравнил с питоном, пожирающим оленя. Во время режима «красных кхмеров» Камбоджа, по его словам, нуждалась в немедленном освобождении от вьетнамского колониализма. «Мы хотели освободить Камбоджу от участи прислуги для других стран, хотели построить в Камбодже чистое и независимое общество, не прибегая при этом к убийствам и геноциду», – пояснил обвиняемый.Далее имена, известные уже десятилетиями. Это брат № 3 Иенг Сари и брат № 5 Кхиеу Сампхан. Был еще брат № 4 Та Мок, то есть "дедушка Мок", или, как его звали соратники, "Мясник". Он умер 5 лет назад. Это был такой кампучийский Гиммлер, который непосредственно отвечал за службу безопасности, за систему уничтожения недовольных, а фактически всего населения Камбоджи, и за те известные всем сейчас места массовых убийств, которые называются "полями смерти", за систему тюрем и концлагерей – и среди них за самую известную, самую страшную тюрьму в столице Камбоджи Пномпене "Туол Сленг".  И вот трое из пяти основных руководителей режима "красных кхмеров" сейчас на скамье подсудимых.
 
– Режим "красных кхмеров" был отстранен от власти вьетнамскими силами в 1979 году. Почему их судят только сейчас?

Есть камбоджийцы, которые до сих пор считают, что Пол Пот хотел как лучше, а получилось не совсем то, что он задумывал. Его идеи в провинции во многом сильны до сих пор, и до сих пор в джунглях существуют отряды "красных кхмеров"


– Войска Вьетнама, которые освободили Камбоджу от "красных кхмеров", захватили основные города, трассы. А Камбоджа в основном – это труднопроходимые джунгли и саванна. Камбоджа – это самая бедная, самая аграрная страна Юго-Восточной Азии. "Красные кхмеры" пришли к власти именно за счет поддержки наиболее отсталых, нищих, запуганных и неграмотных слоев населения, долгое время ее удерживали и до сих пор, спустя десятилетия после того как их свергли, они пользуются определенной поддержкой в самых глухих районах Камбоджи. Камбоджийское общество, пережив, наверное, самый страшный геноцид в Юго-Восточной Азии за последние десятилетия, очень хрупко, оно до сих пор очень сильно расколото. И вот все ужасы, которые случились тогда (гражданская война в Камбодже шла десятилетия, а не только при "красных кхмерах"), настолько повлияли на психологический климат в стране, что преемники "красных кхмеров", которые сами вышли из их среды и по сути остаются теми же революционерами, но гораздо более умеренными, в 80-е, в 90-е годы, наверное, хотели любой ценой сохранить мир в государстве. И любые судебные процессы означали бы возобновление кровопролитной гражданской войны со всеми ее кошмарами.
 
По мнению нынешнего руководства Камбоджи, должны были пройти десятилетия для того, чтобы этот процесс стал возможным. На могиле Пол Пота, который умер в 1998 году, до сих пор масса паломников, венков, поминальных свечей. Есть камбоджийцы, которые до сих пор считают, что Пол Пот хотел как лучше, а получилось не совсем то, что он задумывал. Его идеи в провинции во многом сильны до сих пор, и до сих пор в джунглях существуют отряды "красных кхмеров". Именно поэтому этот процесс готовился очень осторожно. Нынешняя камбоджийская элита очень слаба, ведь она была воссоздана в Камбоджи практически с нуля. Я напомню, что при "красных кхмерах" были уничтожены на 100% все преподаватели, все врачи, все ученые. Расстреливали за ношение очков. Было запрещено читать, писать, знать иностранные языки, лечить людей, исповедовать религиозные культы. Были разрушены все храмы всех конфессий, уничтожены все священники. Государство воссоздается с нуля, оно очень хрупкое.
 
– Вы видели в Камбодже следы этих преступлений?
 
– Я был в Пномпене в кошмарной тюрьме "Туол Сленг". Это здание бывшего колледжа, которое превратили в место людских мук. Там кругом эти следы. Это какие-то невообразимые, крошечные клеточки, в которых сидели абсолютно обнаженные люди. Режим содержания был таков, что человек, например, должен был испросить разрешения у охранника, чтобы сменить позу во время сна. Если он этого не делал, следовали пытки или страшная смерть. Вывешены правила поведения в тюрьме – нельзя делать это, нельзя делать то, ты должен прямо отвечать на вопросы следователя, не пытайся скрыть от революции свои преступления, и т.д. За это или за что-то иное ты будешь наказан, тебя будут пытать электрическим током, ты будешь выпорот страшной железной плетью, тебя утопят в фекалиях. Я был и на "полях смерти" вблизи Пномпеня. Таких полей множество по всей стране – это места, где приводились в исполнение приговоры, где шли массовые казни. До сих пор после каждого дождя из земли там проступают человеческие кости, хотя их постоянно собирают и хоронят. Причем, делалось все с какой-то дьявольской, нечеловеческой жестокостью. Людей не просто расстреливали. Живыми детьми играли в футбол, насаживали их на штыки, людей сжигали живьем, травили крокодилами, давили бульдозерами, разрезали на части, насаживали на кол. Все, что может выдумать самый извращенный ум нелюди, у которой в подчинении оказалось живое существо, "красные кхмеры" делали.
 
Еще нужно добавить, что режим во многом опирался на исполнителей в возрасте от 10 до 16 лет. В Камбодже, в тогдашней Кампучии в виду многолетней гражданской войны было очень много сирот из деревенских глухих районов. "Красные кхмеры" их подбирали и воспитывали с детства. Забивали им голову ультрареволюционной пропагандой и говорили, что жители города (все священники, все, кто носит очки, все, кто говорит на иностранных языках) – это пособники американцев, которые хотят продать нашу родную Кампучию, это предатели, их надо безжалостно уничтожать. И Пол Пот и Нуон Чеа, и остальные вырастили армию совершенно неграмотных, преданных вождям подростков-роботов, которые и вытворяли эти ужасы.