«Кавказской пленнице» - 45 лет!

На модерации Отложенный

 

 

Подумать только, у народного фильма «Кавказская пленница» в этом году - юбилей! Мы росли и взрослели вместе с этой комедией. А она по-прежнему собирает миллионы зрителей у экранов. Сегодня мы публикуем истории со съемок этой нестареющей комедии.

1. В первом варианте сценария была история про «снежных людей» - сбежавшая в горы троица выдает себя за йети, чтобы сбить со следа милицию, а их разоблачают Шурик и Нина. Никулин дружил с режиссером Леонидом Гайдаем и сразу сказал ему, что в таком сюжете он сниматься не будет. Гайдай же решил, что не будет снимать фильм без Никулина, и специально для него переписал сценарий на основе вычитанного в газете эпизода о похищении невесты.

2. На главную роль «комсомолки и просто красавицы» Нины Гайдай перепробовал десятки актрис. Среди претенденток были Вертинская, Болотова, даже Селезнева, сыгравшая у Гайдая в первых новеллах о Шурике. Когда же на съемочной площадке появилась неизвестная тогда миниатюрная Наталья Варлей, режиссер воскликнул: «Ее я и искал!»

Варлей была цирковой артисткой. И потому на съемках ей не все удавалось. В одном эпизоде ее героиня должна была заразительно хохотать. Но у девушки не получалось засмеяться по заказу. Тогда Никулин, Вицин и Моргунов договорились ее рассмешить - вдруг задрали майки и стали чесать животы, корча рожи. Варлей залилась смехом.

Для съемок Наталье пришлось учиться водить машину. Однажды она чуть не раздавила знаменитую троицу. Актеры, взявшись за руки, стояли на дороге, а у Варлей в машине вдруг отказали тормоза. Актеры бросились врассыпную.

Ну а самое обидное для Варлей - у нее не получилось озвучить свою героиню. Эту работу за нее выполнила Надежда Румянцева. А спела за нее певица Аида Ведищева.

Юная циркачка Варлей снялась со знаменитой троицей Никулин - Вицин - Моргунов и стала знаменитой. Кадр из фильма «Кавказская пленница».
Юная циркачка Варлей снялась со знаменитой троицей Никулин - Вицин - Моргунов и стала знаменитой. Кадр из фильма «Кавказская пленница».

3. Множество реплик своему герою «товарищу Саахову» придумал Владимир Этуш.

- «Белий, горячий», «шляпу сними» и ряд других - моя импровизация, - рассказывает Владимир Абрамович. - Когда я сыграл полковника Калоева в «Председателе», один мой знакомый сказал: «Знаешь что, ты на Кавказ не езди - тебя убьют!» Я похихикал, но на Кавказ не поехал. А когда я сыграл Саахова, тот же знакомый сказал: «Теперь тебе и на Кавказ не надо ехать - они тебя в Москве убьют!»

4. Комедия изобилует фокусами. С этим делом усердствовал Никулин. К примеру, он предложил положить под одеяло лилипута, который чесал ему пятку. А в кадре кажется, будто это Балбес, не сгибаясь, достает рукой до своей пятки. Для съемок сцены прививки тот же Никулин для прикола предложил колоть Бывалого цирковым супершприцем (жанэ). Евгений Александрович сначала не хотел рисковать, но потом сдался. Но никто колоть по-настоящему его не собирался. Моргунов лежал с подушкой между ног, и в подушку втыкали шприц. В момент съемки одного из дублей Вицин подлез под Моргунова и, схватившись за конец иглы, покачал шрицем. Качающийся шприц развеселил всю группу, и этот дубль вошел в фильм.

А фокус с поворотом головы Вицина на сто восемьдесят градусов снимали в несколько приемов. Первый: Вицин, опустив папаху на лицо, шевелит пальцами рук, сложенными на груди, - камера снимает, останавливается. Второй: Вицин надевает пиджак задом наперед, папаха на лице, пальцы шевелятся - камера снимает, останавливается. А эти кадры разбиваются еще одним куском, где снят затылок Георгия Михайловича: сначала под папахой, а потом - когда ее сдвигают кверху.

Роль получила Наталья...
Роль получила Наталья...

5.

Во время озвучания возникла накладка. «Позвонил директор студии и приказал все переозвучивать - заменить фамилию Саахов на другую, поскольку вспомнили о некоем начальнике с такой же фамилией, - рассказывает Нина Гребешкова. - А чтобы переозвучить, нужно 30 тысяч рублей - громадные деньги. Леня позвонил Никулину, мол, после отдыха приедешь, будем заново озвучивать. А Никулин на следующий день отправился получать в Минкультуры загранпаспорт. И зашел к Фурцевой поздороваться. И в процессе разговора выложил ей про переозвучание. Она прямо при нем набрала телефон того директора и грозно сказала: «Я слышала, там у вас переозвучание намечается. Трата бюджетных денег». Так товарищ Саахов остался в фильме».

6. С песней о медведях было много мучений. Ком-позитор Александр Зацепин написал мелодию и отправил ее в Крым (там шли съемки. - Прим. ред.) Гайдаю. Музыка режиссеру не понравилась. Обиженный Зацепин даже хотел уходить с картины. Но решил сделать последнюю попытку и вылетел в Алушту к съемочной группе. Все актеры встали на сторону композитора. Леонид Дербенев написал на мелодию слова.

В Москве режиссер снова прослушал песню, и она ему снова не понравилась. Особенно первые строчки: «Где-то на белой льдине, там, где всегда мороз». Гайдай сказал: «При чем здесь мороз, если у нас действие происходит летом?!» Но время поджимало. Слова «на белой льдине» заменили на «белом свете». А худсовет возмутился: мол, у медведей что, вши? Почему они «чешут спину»? И тогда появилось: «трутся спиной».

7. О гонорарах. Из всей звездной троицы Моргунов получал самую низкую ставку - 25 рублей за съемочный день. Никулин получал 50 рублей, Вицин - 40, Демьяненко - 50, у Варлей ставка равнялась 13 рублям 50 копейкам (подробнее см. в списке).

...а пробовалась на нее Анастасия Вертинская.
...а пробовалась на нее Анастасия Вертинская.
Фото: Russian Look

Из первых уст

Наталья Варлей мечтала стать Констанцией из «Мушкетеров»

- Наталья, роль в «Кавказской пленнице» сделала вас звездой...

- Но меня не узнавали на улицах. Я была маленькая, худенькая. А на экране в фильме «Кавказская пленница» многим казалась крупной. И когда я поступила в Щукинское училище, со мной училась Лариса Халафова из Азербайджана. Красивая, мощная кавказская женщина. С такой же стрижкой, как у моей Нины. Так вот многие думали, что она - это Варлей. А я ходила с длинными волосами…

- Это правда, что у вас дома живет много кошек?

- Сейчас у меня только три кошки, а было 12. С котятами вместе - 16. Один раз я везла с дачи шесть кошек и четырнадцать котят. Сразу несколько кошек окотились. Везла их в корзине. Села на заднее сиденье с этой корзиной в автомобиль. Водитель, конечно, был в шоке. Моя мечта в детстве была стать или воздушной гимнасткой, или укротительницей тигров. Так вот реализовала свои мечты (смеется).

- О какой несыгранной роли в кино жалеете?

- Режиссер Георгий Хилькевич пробовал меня на Констанцию в «Приключениях трех мушкетеров». Но на роль, несмотря на его просьбы, в Госкино утвердили Алферову. С подобным я и потом сталкивалась часто.

...Родив сына Василия, я вышла из декрета через два месяца. Начала репетировать роль в театральном спектакле «Прощание в июне» по Вампилову. Я после родов немного располнела, комплексовала. Мне сказали, что я зажатая… Худсовет решил, что надо вместо меня назначить другую артистку. Хорошо, что пришел автор, Саша Вампилов. Он сказал: «Единственная, кто меня устраивает, это Варлей»... А Колесова репетировал Эммануил Виторган, он был против меня. Но я сыграла. Вообще в театре нет актерского братства. Там злые, жестокие, завистливые дети.

- Какие таланты в жизни и творчестве пригодились?

- Цирковое училище пригодилось точно. Очень многие комплексы и зажимы я преодолела. Уж не говоря о физической подготовке и выносливости. В Воронеже упала в оркестровую яму. Вводили нового актера, и в темноте он заметался. Я провела его на «точку», а сама промахнулась. Рухнула и получила серьезную травму. Я выкарабкалась. Но теперь назвать спортсменкой, комсомолкой меня нельзя. Я плаваю в бассейне, тягаю в зале железки. Но по лестнице спускаюсь осторожно. И на высоту меня не затянешь…

Зарплата за весь съемочный период

Л. Гайдай - 4140 руб. плюс 2000 за соавторство в написании сценария.

А. Демьяненко - 5220 руб.

Н. Варлей - 1219 руб. 24 коп.

Ф. Мкртчян - 939 руб.

Ю. Никулин - 4238 руб.

Г. Вицин - 3389 руб. 84 коп.

Е. Моргунов - 1979 руб. 50 коп.

Н. Гребешкова - 279 руб. 40 коп.