Родителей обяжут платить за пьяных деток

Кодекс об административных правонарушениях вскоре может стать суровее для юных любителей зелёного змия. В Государственную Думу внесён проект поправок, предусматривающий введение административной ответственности для подростков от 16 до 18 лет за появление в общественных местах в состоянии опьянения. Инициатором ужесточения законодательства выступили депутаты парламента Томской области.

В настоящее время в КоАП уже существует статья, в соответствии с которой родители появившегося на публике в состоянии опьянения ребёнка до 16 лет наказываются штрафом в 300-500 рублей. Существует наказание и для взрослых любителей выпить, однако ответственность по статье 20.21 КоАП наступает только в том случае, если вид или поведение человека в состоянии опьянения оскорбляют человеческое достоинство и общественную нравственность.

Как отмечают в пояснительной записке к законопроекту депутаты Законодательной Думы Томской области, доказать в ходе рассмотрения подобных дел, что те самые достоинство и нравственность были оскорблены, очень сложно. Однако и при таких ограничениях несовершеннолетних привлекают по этой статье не так уж редко — за 2010 и 9 месяцев 2011 года в Томской области комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассмотрели 1260 административных дел по статье 20.21 КоАП.

Именно в возрасте до 18 лет, как отмечается в записке, происходит формирование личности, определяющее будущее человека, а, следовательно, и общества в целом. Чтобы бороться с употреблением подростками алкоголя, предлагается ввести для несовершеннолетних ответственность за появление в общественном месте «под мухой», вне зависимости от степени опьянения. Провинившихся предлагают наказывать штрафом в 300-500 рублей. Однако в связи с тем, что платить штраф будут родители, и такое небольшое наказание может стать достаточно эффективным.

Главной проблемой законопроекта является его высокая коррупциогенность. Не секрет, что подобные законы нередко становятся лишь поводом подзаработать для недобросовестных сотрудников правоохранительных органов. Наказывать за нахождение в пьяном виде подростка, не нарушавшего общественный порядок, очевидно, можно будет только в том случае, если опьянение будет зафиксировано медицинскими работниками. Не начнут ли процветать взятки «пара сотен — и я не повезу тебя на проверку, которая, даже если ничего не найдёт, займёт пару-тройку часов», большой вопрос.

Псой Короленко, бард:

— Где 17 лет, там и 18, где 18, там и 19. Эмоционального отклика эта инициатива у меня не вызывает. Если бы предлагалось более серьёзное наказание (к примеру, 15 суток тюремного заключения), я бы, конечно, выступил против этой идеи. И в таком виде есть некоторое ощущение излишнего переноса идей нравственности в правовое поле. Это вызывает небольшое напряжение, но я бы всё-таки предоставил решать этот вопрос экспертам.

Можно, конечно, рассуждать о том, не приведёт ли это к взяткам, но я никогда не занимался серьёзно этим вопросом и не чувствую себя в нём экспертом.

Я в этом чувствую некий пафос словоблудия. Отвечая на подобный вопрос, хочется показаться человеком умным, серьёзным, разбирающимся в тонких вопросах права, однако в итоге можно наговорить общих фраз.

Илья Баксаляр, исполнительный директор «Российского спортивного союза молодёжи»:

— При разработке подобных инициатив необходимо уделять огромное внимание различным юридическим тонкостям. Медицинское освидетельствование, необходимое для доказательства опьянения, занимает некоторое время.

Следует ли в таком случае считать пьяными всех тех школьников, которые откажутся пройти эту процедуру по требованию сотрудников правоохранительных органов, как это делается в случае с водителями? Или, например, отказаться подросток может только в том случае, если сумеет доказать, что у него нет времени? Встает серьёзная проблема доказательства правонарушения.

Конечно, сложно спорить с тем, что надо бороться с употреблением подростками алкоголя. Однако я считаю, что гораздо эффективнее предлагать молодёжи альтернативы, больше возможностей интересно проводить досуг, заниматься спортом. Это даёт лучшие результаты, чем сложно реализуемые юридические запретительные меры.

Максим Мищенко, член Общественной палаты РФ, председатель Совета организации «Россия молодая»:

— Думаю, томские депутаты ориентировались на какую-то статистику о том, что именно возраст от 16 до 18 лет наиболее опасен в этом плане. Мой личный опыт это подтверждает, я начал пробовать алкоголь как раз в районе 17-18 лет. И, более того, я прекрасно помню некий интерес, тягу, которая сегодня мне уже непонятна. Я этот период преодолел, но не у всех это получается.

Если есть какое-то исследование, какая-то статистика, подтверждающая, что именно в этом возрасте резко возрастает интерес к употреблению алкоголя, я бы эту инициативу поддержал. Штраф при этом может быть минимальным, роль играет не штраф, а сама возможность быть наказанным. Играет роль то, что подросток будет знать, что он в таком состоянии уже находится вне закона, что к нему могут подойти сотрудники полиции, что по факту административного правонарушения могут составить документы.

Александр Соколов, член Общественной палаты РФ, председатель клуба «Многонациональная Россия»:

— Законы существуют не сами по себе, огромную роль играет правоприменительная практика. Предлагая подобные запретительные меры, всегда надо внимательно прорабатывать, как это будет реализовано на практике. На мой взгляд, эта инициатива не принесет желаемого результата, а только приведет к росту взяточничества в правоохранительных органах.

Проблема подросткового пьянства очень серьёзна, и нам, конечно, необходимо что-то с этим делать. Однако не думаю, что решением может стать эта инициатива. Когда речь идёт о небольшом штрафе, как показывает практика, урон от роста взяток превышает пользу от введённого запрета.