Как мы жили. Глава 16: Природа

Лесное озеро вблизи села Садова, где я родился

Природа без человека мертва, а с человеком больна. Вроде бы сказал о природе, а получилось о человеке. И вправду, разве без воспринимающего ее человека эта природа обладала бы какими-то чертами, могла бы быть описана, опоэтизирована, волновала бы и возбуждала столько чувств, споров, борьбы. Но человек тоже часть природы, именно она его и породила и наделила способностью развиваться, расти, познавать, восхищаться. Да вот беда - этот нежданный ребенок слишком быстро подрос, обособился и отдалился от родительской семьи. Природа же, породив его, воспитывала только с помощью испытаний, словно бы и вправду знала, что это дитя иного языка просто не поймет. Впрочем, природа и всех иных чад не слишком баловала, но и не воевала с ними и не мстила им, лишь предостерегала.


Колодец вблизи села Бахмут, где прошло мое детство

Но люди, по-счастью, непохожи друг на друга, и непохожесть эта, в частности, касается и того, как мы общаемся с матерью-природой. Вариантов не слишком много, но грани между ними довольно четки. Большинство придерживается принципа, что природа - это то, что необходимо изменить, приспособить к своим, чисто человеческим нуждам, но при этом все же сохраняют уважение к ней и стремятся как-то ограничить размер нанесенного ущерба. Другие, которых меньше, но именно они самые активные из всех, лишь эксплуатируют природу и ее дары и убеждены в этом своем праве, преследуя порою очень даже прогрессивные цели - накормить всех, развлечь, сделать счастливыми. У этих людей короткая память, но гигантское честолюбие и размах. Так и хочется сравнить их с бульдозером на автопилоте, колторый все снесет на своем пути, подчиняясь заложенной в него программе.

Сделаю маленькое отступление. О человеке, конечно. Очень несовершенное существо, этот человек. И главное его несовершенство (неужели природа его таким сделала, или он обрел его самостоятельно?) - это фатальное неумение предвидеть последствия своих поступков и очень короткая память. Т.е. он всегда между прошлым и будущим, но при этом отрезан от них почти напрочь. От прошлого из-за памяти, от будущего из-за гордыни, но можно сказать, что из-за глупости или невежества не менее.

Но есть все же еще одна категория людей, которые еще не обрезали пуповину, связывающие их с материнским организмом. Именно они и возвращаются нередко в лоно природы и им человечество обязано тем, что о природе еще помнят не только как о источнике благ материальных, а как о чем-то вдохновляющем, питающем надежды и взывающем о милосердии. И не только к природе, вот что удивительно, а и к человеку. Но может быть я все слишком усложняю и весь этот пафос здесь совершенно неуместен, т.к. общение с природой есть вещь глубока интимная, очень личная и не терпящая суесловья. А еще это, наверное, единственное (разве что искусство вровень с ним) бескорыстное и трепетное чувство, которое помогает человеку избавиться от стесняющих его пут маеты и суеты, заставляющее задуматься не только о личной судьбе, но и помогающее приблизиться к понимаю куда более значимых и обширных вещей. Да и общаются эти люди с природой всяк по-своему, и не факт, что то, что назовет природой один, для другого будет значить то же. Вон, японцы вообще с природой ни на миг не расстаются, и не только взбираясь по склонам Фудзи или высыпая всей страной под ветви цветущей сакуры. Для них природа это и крохотное деревце в кадке и садик величиной с письменный стол, где один лишь хризантемовый куст растет. Ведь даже выезжая куда-нибудь очень далеко, чтобы полюбоваться красой каких-то природных чудес, мы общаемся с ними в глубине своей души. Я говорю об этом так - красота разлита повсюду, но чтобы увидеть ее недостаточно пошире открыть глаза, нужно еще и распахнуть навстречу ей свою душу.

Совсем разболтался, вон уже сколько про душу наплел, а о природе почти ничего. Но тут все довольно просто - чтобы рассказать о природе одних слов недостаточно. К ней нужно приобщиться, вступить с ней в интимный контакт, это сродни общению между любящими. А если уж рассказываешь, то или должен быть поэтом или незаурядным художником (фотографом), но это все равно не заменит личной встречи.

Я живу в очень маленькой и очень красивой стране.

Стране хоженной-перехоженной, распаханной и размежеванной, но и в ней есть такие заповедные места, где очень редко кто бывает, а порою попадаешь и в вовсе нехоженный уголок. И тому есть несколько причин - первое - это то, что страна моя бедна и у ее людей просто не хватает душевных сил оглянться вокруг, настолько они погружены в будничные заботы. Вторая, опять же проистекающая из бедности, это плохие дороги, а то и вовсе их отсутствие. И два этих несчастья позволяют ищущему найти для себя места, где он остается наедине с нетронутой и не исковерканной человеком природой.

С раннего детства я был в буквальном смысле погружен в эту молдавскую природу, чувствовал себя как дома в любом лесу, балке, на любом озере или речке. Я насквозь пропитан этой природой и чувствую себя наедине с нею куда лучше, чем даже в кругу знакомых и симпатичных мне людей. А к городам вообще отношусь очень пристрастно и все меньше их люблю. И вот все впитанное мною в детстве и юности странным образом вновь во мне проросло спустя несколько десятилетий и я не просто стал навещать памятные мне места, но погрузился в молдавскую природу с головой, все расширяяя круги своих путешествий. Да еще привлек к этому большую группу своих друзей и родственников, с которыми проездил много тысяч километров по родному краю. Но чем больше я путешествовал, чем больше я снимал, а потом и писал об увиденном и перечувствованном, тем больше понимал, что до конца моих путешествий еще далеко и вряд ли я их успею завершить.

И тут я замолкаю и оставляю вас наедине с некоторыми из своих не слишком умелых фотографий, которые оправдывает лишь то, что делал я их с любовью. И я пойму тех, кто пропустит мои слова, а только взглянет на эти фото. Позвать же вас с собой в дорогу, виртуальные мои собеседники, похоже, не получится.

 

 Пейзаж с монастырем Фрумоаса (Красивая) в родном Каларашском районе

 

 Старый Орхей

 

 Молдавское поле

 

 Брынзенское ущелье в Единецком районе (север Моллдовы)

 

 Ущелье Ла Кастел (У замка) у села Гординешть Единецкого р-ра

 

 Вид на Дубоссарское водохранилище у села Маркауць

 

 Днестр у села Ципова, Резинский р-он

 

 Днестр, вид со смотровой площадки Шерпенского мемориала, Ново-Аненский р-он

 

 

 

 

 Молдавские дороги