Разные православия

На модерации Отложенный

Мы видим сегодня вокруг себя «религиозное возрождение», когда бывшие сотрудники КГБ, сажавшие еще не так давно православных активистов, сегодня безо всякого покаяния за эти былые свои дела просто стоят со свечками в храмах по всей стране. Когда тонкая душа главного московского полицейского так оскорблена выходкой в храме, что он открыто заявляет, что ему плюнули в душу и поэтому «хулиганки» должны сидеть, неважно по закону или нет. Когда миллионы повязали платочки и повесили крестики на себя и на своих детей в возрасте от одного года и старше. Когда люди стоят сутками, чтобы пройти под ларцом с религиозной реликвией и устраивают пикеты перед посольством страны, откуда эта реликвия была привезена, за то, что страна эта осмелилась священника, реликвию привезшего, обвинить в мошеннических сделках с недвижимостью. Когда православные активисты в холодный мартовский день поливают водой и бьют по лицу женщин, выражающих позиции, которые им , активистам не нравятся. Когда те же активисты призывают к суду линча над другими непонравившимися им женщинами. Когда иерархи церкви не стесняются призывать к убийствам. И когда просто доброе, тихое, любовное слово от человека с крестом или теплый взгляд священника стали такой редкостью, что и не упомнишь, когда слышал такое слово или видел такие глаза. И все это называется у нас сегодня православием.

Появилось ли такое православие только сегодня? Что это результат общей растерзанности нашей жизни? Вспоминаю свою едва ли не первую встречу с церковью едва ли не 50 лет назад. Дело было в арбатском переулке (кажется Филипповском) совсем рядом с памятником Гоголю на Гоголевском же бульваре. Мы с моим другом Димкой, а было нам по 10 лет, шли из школы и увидели открытые двери церкви (одной из немногих действующих в Москве в то время). Туда-то мы и зашли. Просто зашли посмотреть. Но не успели мы сделать и несколько шагов к алтарю, как какой-то старик погнался за нами с палкой. Такое запоминается. Тем более, что никогда потом ни в одном из сотен индуистских, буддистских, католических, протестанстких, нью-эйджевских, бахаистских храмов и ни в одной из десятков посещаемых мной мечетей и синагог ничего и близко похожего не было.

Но – вот для чего я стал писать эту статью – ведь не было ничего похожего и в во многих десятках православных церквей и монастырей за пределами России. Так что дело здесь не в православии. Правда, помню я, помню драку, которые устроили греческие монахи в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, когда хотели получить что-то или пройти куда-то быстрее представителей другой ветви христианства. Было такое, было. Но было и есть и другое. Вот Кипр – страна, где православны все. Где в любом магазине рядом с продавцом и в любом офисе на любом столе стоят иконы. Где иконы продаются в любом супермаркете. Где на пятьсот тысяч населения никак не меньше десяти монастырей. Где Пасха и Рождество (празднуемое, кстати, 25 декабря и со всеми католическим атрибутами) – главные праздники страны, особенно Пасха. Но насколько это кипрское православие другое! Насколько оно неагрессивно и ненавязчиво! Раздетых голышей, даже годовалых, на кипрских пляжах не увидишь – если видишь, то это точно русские туристы. Но и крестиков и нарочито повязанных платочков на головках карапузов не увидишь тоже. Все православны, но никакого православия напоказ. Все церкви (а церквей огромное количество и они все время строятся) открыты настежь и во время служб, и в остальное время, и никого не смущает (скорее, наоборот) присутствие людей другой конфессии или совсем атеистов: заходи, приобщайся. Если узнают в тебе приезжего, скорее всего, подарят иконку или чем-то угостят – гостеприимство киприотов иного «градуса», чем пенящееся, бющее через край гостеприимство грузин, но теплое и доброе. А священники! Их встречаешь часто и в облачении. Но я не помню ни у кого ни пустых, ни суровых глаз. Не все из них, вероятно, достигли уровня святости, но сколько попадается умных, глубоких, умудренных и даже мудрых глаз! Но главное - обстановка в церкви:здесь чувствуешь себя не на вражеской територии, не среди неприятеля, как часто бывает на службах в наших церквях – чувствуешь себя среди друзей, даже единоверцев (пусть ты и не относишь себя к этой конфессии). А ведь тоже православие. Но совсем другое.

Почему же у нас не так?