истинный славянский календарь

На модерации Отложенный

Древний славянский календарь

 

До наших дней используются такие славянские названия месяцев:

польск. 1 styczeń 2 luty 3 marzec 4 kwiećień 5 maj 6 czerwiec 7 lipiec 8 sierpień 9 wrzesień 10 październik 11 listopad 12 grudzień

блр. 1 студзень 2 люты 3 сакавíк 4 красавíк 5 май 6 чэрвень 7 лíпень 8 жнíвень 9 верасень 10 кастрычнік 11 лістапад 12 снежань

укр. 1 січьнъ 2 лютий 3 березень 4 квітень 5 травень 6 червень 7 липень 8 серпень 9 вересень 10 жовтень 11 листопад 12 грудень

др.-русск. 1 сѣчьнъ 2 лютыи 3 березозолъ 4 Цвѣтьнь 5 Травьнъ 6 Липьнъ 7 Чьрвенъ 8 Сьрпьнъ 9 Вересьнъ 10 Листопадъ 11 грȣдьнъ 12 стȣденъ

ст.-болг. 1 Просиньць 2 Сѣчьнь 3 Соухыи 4 Брѣзьнъ 5 Травьнъ 6 Изокъ 7 Чрьвлѥнъ 8 Заревъ 9 Рюѥнь 10 Листопадъ \ листогонъ 11 Гроудьнъ 12 Стоудень

ст.-серб. 1 Сêчањ 2 … 3 … 4 Трâвањ 5цвтањ6 Лûпањ 7 спањ8 … 9 Рŷјан 10 Лűстопāд 11 стденū 12 Прòсинац

словенский язык использует названия юлианского календаря

чеш. 1 leden 2 únor 3 březen 4 duben 5 květen 6 červen 7 červenec 8 srpen 9 září 10 říjen 11 listopad 12 prosinec

сорбо-лужицкий и словацкий языки используют названия месяцев юлианского календаря.

Праславянский статус подтвержден для таких названий месяцев:

1/2/3 *sěčьnь – месяц подсечных работ

2 *lutъjь – месяц лютых морозов

3/4/5 *berzьnь ~ *berzozelъ – месяц берёз, когда берёзы зеленеют

4/5/6 *travьnь – месяц травы

4/5/6 *květьnь – месяц цветов

6/7/8 *lipьcь ~ *lipьnь – месяц липового (цвета)

6/7/8 *čьrvьcь ~ *čьrvьnь ~ *čьrvьnьcь – месяц червей

7/8/9 *sьrpьnь – месяц серпа, жатвы

8/9 *zarjevъ – месяц зарева

9/10 *versьnь – месяц вереска

9/10 *rjujьnь – месяц рёва оленей

10/11/12 *listopadъ ~ *listogonь ~ *listognojь – месяц опадания или гниения листьев

11/12/1 *groudьnь – месяц груд (земли)

11/12/1 *stoudьnь – месяц студёный

12/1 *prosinьcь – месяц просини

Причинами того, что один и тот же праславянский месяц охватывает от 2 до 3 месяцев римского календаря, являются, с одной стороны, климатические различия северных и южных широт проживания разных племен, а с другой – лунный годичный цикл со смещающимся новолунием относительно данной точки эклиптики. Т. е.

каждый следующий год новолуние данного месяца наступало на 10–11 дней раньше, чем в прошлом.

Никаких языковых свидетельств существования у славянских племен какой бы то ни было системы приведения лунного года в соответствие с солнечным нет.

О самом солнечном годе также были весьма смутные представления. Солнцевороты и равноденствия не использовались в календаре. Сами эти понятия (солнцеворот, солнцестояние, равноденствие) являются поздними книжными кальками, переводами европейской ученой терминологии латинского и греческого происхождения.

Отмечу фенологический характер праславянского календаря в целом. В названиях месяцев отражены преимущественно явления живой и неживой природы, и лишь изредка – хозяйственные действия (подсечно-огневые работы и жатва).

А главное, праславянский лунный календарь был наблюдательным, а не вычислительным. Как и в других древнейших индоевропейских календарных системах (сравни др.-инд. календарный миф о Соме и 27 дочерях Дакши), соблюдали видимое перемещение фаз луны по эклиптике, а не вычисляли лунный месяц в 27, 28, 29 или 30 дней.

Отмечались особо лишь полнолуния и новолуния, к которым приурочивались как начала всякого рода коллективных работ, так и общенародные праздники.

Такой лунный календарь, хотя и соответствовал некоторым природным явлениям (видимому движению луны по эклиптике, приливно-отливным колебаниям, вегетативному росту, женским месячным очищениям и т. п.), был крайне неточным, нестабильным, неудобным в вычислительном отношении.

Отправной точкой годичных наблюдений был, как и у архаичных римлян, эллинов, персидских арийцев или ведийских арийцев, проход Луны (новолуния) по звездному скоплению Волосынь (Плеяд). К примеру, проход Луны (ф = 0,16; в = 4д,0) по созвездию Плеяд и покрытие звезд Плеяд Луной случилось вечером 02.04.1987. В начале Х в подобное явление наблюдалось бы в 20-е числа марта, в весеннее равноденствие. Отсюда происходит, в конечном счете, древнерусский мартовский и «ультрамартовский» новый год (Степанов 1917; Бережков 1947, Каменцева 1960, 16, 20–23; Каменцева 1967, 50–52; Климишин 1990, 316–346).

Можно лишь гипотетически предположить использование простейшего 99 месячного цикла, который согласовывал движение Луны (Месяца) и Венеры (Денницы) по эклиптике (явление прохождения по созвездию Плеяд). Но доказательства этого не очевидны.

В самом конце славянского этногенеза (вторая половина III в. – вторая половина V в.) в связи с распространением семибожья и позднеримской семеричной системы дней, у славянских племен сложилась семидневка. Она имела ту же систему соотнесения бога и его дня, что и германская или римская:

Свароговдень = *Sun[no]-dagaz = dies Solis

Дажьбоговдень = *Mæn[a]-dagaz = dies Lunae

Стрибоговдень = *Tiwiz dagaz = dies Martis

Волосовдень = *Wodaniz dagaz = dies Mercurii

Перуновдень = *Thunriz dagaz = dies Jovis

Мокошиндень = *Frij-dagaz = dies Veneris

Симаргловдень = *Burij-dagaz = dies Saturni

В результате распространения этой системы появилась возможность построить вычислительный календарь в дополнение к феноменологическому. 4 седмицы составляли 28 ночей, из них 1 ночь невидимости новолуния и 27 ночей видимых фаз луны. В году было 13 полных месяцев по 28 дней. Но календарная погрешность каждый год составляла сутки, а всякий четвертый – двое суток. В реальности новолуние растягивается на 2–3 дня. И молодой серп луны иногда становится заметным на второй или даже третий день после исчезновения последнего серпа убывающей луны.

Был ли в самобытном славянском календаре какой-то день выходным, остается неизвестным. Понятие нерабочей «недели» (воскресенья) навязаны иудео-христианской идеологией, в которой помимо шабота (песаха) празднуется и следующий за песахом день.

Иудео-христианская календарная система постепенно уничтожила славянскую, стерев из народной памяти почти всё праславянское наследие, и подменило её чужеземным обычаем.

 

Бережков Н. Г. О хронологии русских летописей по XIV в. включительно. – Исторические записки, кн. 23, 1947.

Каменцева Е. И. Русская хронология (справочное пособие). Отв. ред. А. А. Зимин. М.: МГИАИ, 1960. – 88 с.

Каменцева Е. И. Хронология. М.: Изд-во «Высшая школа», 1967. – 188 с.

Климишин И. А. Календарь и хронология. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1990. – 480 с.

Степанов Н. В. Календарно-хронологический справочник – Чтения в обществе истории и древностей Российских, кн. 1. М., 1917.