ЛЕБЕДИНАЯ СМЕРТЬ

На модерации Отложенный

Быть может, не имею морального права писать об этом (я не знакома каким-либо образом с семьёй А.Ш. Пороховщикова, с его, ныне уже покойной, женой, о которой пойдёт речь, а самого актёра видела только по телевизору), но эта история Любви, поднявшейся выше Смерти, презревшей Смерть ради того, чтобы никогда (и даже за порогом Вечности) не разлучаться с любимым, меня потрясла. До сих пор нахожусь под сильным впечатлением. Неужели такое ещё возможно в наше жестокое, циничное время, в этом кровожадном, безжалостном к  человеку мире?

Казалось бы, этим никого не удивишь. Память человечества хранит тысячи таких примеров. Они вошли в классику литературы и драматургии. Сразу приходит на ум шекспировский сюжет. В одном из интернет-изданий Ирина Пороховщикова была названа Джульеттой, решившей разделить участь своего Ромео. Мне не очень нравится это сравнение. Ромео и Джульетта были довольно юными людьми (по современным меркам, подростками), мальчиком и девочкой 16-ти и 14-ти лет, знавшими друг друга на момент общеизвестной трагической развязки всего пять дней. Они не успели разочароваться друг в друге, до тошноты друг другу надоесть, им не пришлось выдерживать испытание бытом и временем. Их любовь не была омрачена крушением иллюзий. Супруги Пороховщиковы прожили в "горе и в радости, пока смерть не разлучила их", более двадцати лет и за эти годы пережили разное: взаимное непонимание, обиды, измены, бурные выяснения отношений. Но чувства при этом сохранились, даже стали ещё крепче и сильнее. Я бы назвала эту пару "лебединой". Как написано в сказке П.П. Бажова, лебедь и лебёдушка годами живут неразлучно, и, если "один загиб - другому не жить" [Бажов П.П., "Ермаковы лебеди"].

 Им было, безусловно, трудно вместе - в виду разности характеров, из-за принадлежности к различным поколениям. Но силой своей любви они сумели это преодолеть. Было, наверное, тяжело находиться, словно в стане врагов. Общество осуждало их отношения. И причиной тут даже не разница в возрасте. Многие (в особенности, женщины) не понимали: что же нашёл легендарный актёр в обыкновенной девушке, ничем не прославленной, не являвшейся знаменитостью. Но любовь победила и неприятие окружающих. Есть женщины, которые рождены для карьеры, блеска, славы, или творческих, или научных достижений. Но есть и другие, живущие домом, семьёй, любимым человеком. Таковой, видимо, была Ирина, души не чаявшая в своём муже, который был для неё всем: кумиром, возлюбленным, самым близким другом, отцом - и ребёнком одновременно! У неё было большое, до самозабвения любящее, преданное своей единственной Любви сердце. А.Ш. Пороховщиков так и называл её: "Сердечко на ножках." Любовь Ирины к мужу была (не побоюсь этого слова) вселенской, затмевающей всё, не умещающейся в этом огромном сердце, не знающей границ. И в этом она, на мой взгляд, действительно похожа на шекспировскую Джульетту:

               Моя любовь без дна, а доброта -

               Как ширь морская! Чем я больше трачу,

               Тем становлюсь безбрежней и богаче...

                         У. Шекспир, "Ромео и Джульетта" 

Ирина жила своим возлюбленным и ради него. Она дышала им. Сама мысль о том, что придётся его потерять, была выше её душевных сил. Многие женщины обрывают своё земное существование из-за разрыва с любимым, когда самый дорогой и близкий человек уходит - к сопернице, а не в иное измерение. Хотя, если возлюбленный жив и здоров, всегда есть надежда на то, что однажды он вернётся. А вот из Запредельности в покинутую физическую оболочку он уже не возвратится никогда. Ирина Пороховщикова сумела пережить временное расставание с мужем. Из некоторых источников явствует, что Александр Шалвович как-то уже уходил от неё. Но известия о том, что, скорее всего, ей придётся его похоронить, не вынесла. Вопреки неутешительным прогнозам, он, по странной иронии Судьбы выжил. А она покончила с собой... Поспешила "расставить все точки"? Был ли это действительно необдуманный поступок, ошибка, случайность? Пока мы не закончим наш жизненный путь, нам не дано знать, что творится в тех, тонких, мирах и, благодаря чему, высшие силы, управляющие нами, могут принять решение изменить чью-то участь? Вспомнилась Анастасия Цветаева, сжигавшая любимые книги, уничтожавшая памятные, дорогие её сердцу вещи, реликвии, как бы отдавая их "туда" - в обмен на жизнь своего, обречённого уже, ребёнка... Возможно, и Ирина совершила обмен, в отличие от А.И. Цветаевой, равноценный? В обмен на жизнь безгранично любимого мужа отдала, не колеблясь, жизнь свою? И эту искреннюю, чистую и прекрасную жертву (её огромную, любящую душу) в тех мирах - приняли! 

Трагическая гибель Ирины Пороховщиковой никого не оставила равнодушным. Читала разные отзывы по этому поводу в интернете и прессе. Наряду со статьями и откликами, проникнутыми пониманием и сочувствием, нередки, к сожалению, досужие домыслы и сплетни журналистов в отношении каких-то никому не нужных "семейных тайн" четы Пороховщиковых; омерзительные, пошлые, грязные, ядовито-зловонные высказывания пользователей, в которых покойная жена знаменитого актёра названа "алкоголичкой", "психопаткой", "рано созревшая малолеткой, сумевшей навязаться стареющему ловеласу", а сам Александр Шалвович (только недавно висевший между двумя мирами и всё ещё находящийся в тяжёлом состоянии) - "развратником и педофилом, которого давно пора посадить." Я отказываюсь это понимать. У меня не укладывается в голове, как это вообще можно так нагло, зло и цинично чернить память уже ушедшего человека и глумиться над горем того, кто остался, - беспомощного, раздавленного Судьбой, в самом прямом смысле теперь осиротевшего?

На различных сайтах, где обсуждалась эта грустная история, мне встречались комментарии и такого типа: "Самовольно покинув земной мир, супруга Пороховщикова, совершила непростительный грех, и ныне от неё отвернулся сам Господь." Не нам, смертным, это решать. Бог рассудит, права была Ирина или нет. Но своей "лебединой" кончиной она удостоилась вечного бессмертия и навсегда останется жить в людской памяти как образец истинной, всепоглощающей Любви, верности, самопожертвенности и самоотверженности.