Вооруженные силы Польши получат возможность наносить удары по целям на территории России

На модерации Отложенный

 План закупок, предусматривающий приобретение для Вооруженных сил Польши 500 пусковых установок HIMARS, — симптом полностью изменившегося подхода к ракетной артиллерии и начала плана постепенного расширения возможностей этого рода войск. Как отмечают польские СМИ, нынешние планы логично вытекают из предыдущей концепции развития польской системы Homar.

 

Кто такой Homar и кто ему HIMARS?

Под этим обозначением скрывается ракетная артиллерийская система дальнего радиуса действия WR-300 Homar. Разрабатывавшаяся с 2010-х годов, она стала результатом сотрудничества между Huta Stalowa Wola, ZM Mesko и Lockheed Martin, ответственной за создание ракетной части РСЗО M142 High Mobility Artillery Rocket System (HIMARS).

M142 HIMARS была создана компаниями BAE Systems Mobility & Protection Systems и Lockheed Martin в 1990-х годах. Она может нести шесть реактивных снарядов РСЗО или одну оперативно-тактическую баллистическую ракету ATACMS.

В американской версии система установлена на базе пятитонного колесного шасси FMTV (англ. Family of Medium Tactical Vehicles — семейство средних тактических автомобилей) и взаимозаменяема с РСЗО M270A1 MLRS. Установку HIMARS можно перевозить на самолете C-130 «Геркулес». На вооружение Корпуса морской пехоты США установка поступила в 2002 году, когда Корпус договорился с Сухопутными войсками США о приобретении 40 систем HIMARS. Их развертывание началось в 2005 году, а первое боевое применение состоялось в Ираке в 2007-м.

Сегодня 395 пусковых установок HIMARS остаются на вооружении в армии США, в то время как некоторое их количество было передано в USMC. На вооружении Национальной гвардии США — 192 установки. Стандартный дивизион HIMARS армии США состоит из двух батарей по восемь пусковых установок.

Согласно первоначальным планам Польши, 160 пусковых установок HIMARS должны быть приобретены и установлены на польском шасси Jelcz 663 6 × 6.

Начало российско-украинского конфликта и его развитие привели к быстрому пересмотру планов. Сделав выводы из анализа боевых действий, 26 мая 2022 года Минобороны Польши объявило, что направило запрос о приобретении еще 500 пусковых установок M142 HIMARS.

Если этот заказ будет выполнен, то число установок HIMARS, находящихся на вооружении Польши, превысит число всех этих систем у других стран, вместе взятых, включая США.

Номенклатура боеприпасов РСЗО HIMARS

Номенклатура боеприпасов американских РСЗО HIMARS и MLRS.

 

Не только шасси

Система Homar в целом выходит далеко за рамки пусковых установок и ракет. Каждая артиллерийская система требует цепочки материально-технической поддержки, разведывательных средств и так далее.

Первоначально в WR-300 Homar должны были использоваться два типа установок — легкие пусковые установки MLRS с ракетами дальностью более 60 километров и тактические баллистические ракеты с дальностью 300 километров и более. Система HIMARS, выбранная для проекта Homar, также подходит для этих целей, поскольку боеприпасы совместимы.

Сегодня система вооружена двумя типами снарядов, оба типа используют блоки наведения INS/GPS. Первый, GMLRS, обладает максимальной дальностью от 70 до 85 километров. Каждая ракета-носитель HIMARS может запустить до шести ракет, которые размещены в одном стартовом контейнере.

M270A1 MLRS, которая тяжелее и размещена на гусеничной платформе, может запускать до 12 ракет. Тот же пусковой контейнер может вместить одну ракету Army Tactical Missile System (ATACMS) с дальностью более 300 километров.

https://youtu.be/UZ5PXC4oSXk

Промышленность США в настоящее время работает над производством ракет GMLRS-ER, которые будут запускаться на расстояние от 150 до 200 километров. Сообщалось, что первой страной, которая получит эти боеприпасы, станет Финляндия — решение о продаже ей этих ракет было принято на фоне российско-украинского конфликта.

В дальнейшем ATACMS будет дополнена и в конечном итоге заменена другой ракетой — Precision Strike Missile (PrSM) производства Lockheed Martin.

 

Это высокоточная ракета дальнего радиуса действия следующего поколения, разработанная в рамках армейской программы США, которая предоставит расширенные возможности для атаки, нейтрализации, подавления и уничтожения целей с помощью ракетных ударов на расстоянии от 60 до 499 километров.

Другой вариант ракеты будет предназначен для поражения движущихся целей. Ожидается, что дальность будет увеличена до 1000 километров. Кроме того, один пусковой контейнер будет вмещать две ракеты PrSM, а не одну ATACMS.

С прицелом на Россию

Программа Homar предполагает, что вооруженные силы Польши получат возможность наносить удары по целям глубоко на вражеской территории. И наиболее вероятным противником для Польши сейчас выступает Россия.

Как отмечает заместитель главного редактора польского портала Defence24 Якуб Паловский, система Homar позволит парализовать любые наступательные действия, запланированные или совершаемые против Польши. Это может быть сделано несколькими способами.

Первый будет включать нападение на силы и средства агрессора и его средства поддержки, такие как транспорт и снабжение, глубоко за линией фронта задолго до того, как противник даже вступит в контакт с польскими силами.

«Это может позволить частично устранить количественное преимущество, которое может иметь потенциальный противник», <cite>— отмечает господин Паловский.</cite>

Вторая цель такой системы будет заключаться в том, чтобы действовать против артиллерийских систем дальнего радиуса действия, которые имеются у противника.

«Ракетная артиллерия и тактические баллистические ракеты всегда широко использовались Россией. Примером этого являются системы БМ-27 „Ураган“ и БМ-30 „Смерч“, а также ракеты „Точка-У“, начиная с холодной войны, а также новейшие системы „Торнадо-С“ и „Торнадо-У“, „Ураган-1M“ или „Искандер“. Все перечисленные выше системы были использованы против Украины, чьи возможности для ответа, такие как РСЗО „Вільха“, остаются ограниченными», <cite>— отмечает польский автор.</cite>

Именно эти ограничения побудили украинских военных обратиться к США с просьбой о предоставлении им систем MLRS американского производства, чтобы заполнить пробел в арсенале.

 PAC-3 MSE системы «Патриот»

PAC-3 MSE системы «Патриот».

© dvidshub.net

Такая система также может выступать в качестве части ПВО, уничтожая вражеские ракеты задолго до их запуска и делая ненужными или сберегая дорогостоящие ракеты-перехватчики. Для сравнения: ракета PAC-3 MSE системы «Патриот», которая будет краеугольным камнем польской системы ПВО Wisła MRAD, только в закупке стоит четыре миллиона долларов США.

Боеприпас, который должен поразить цель на земле, дешевле, чем ракета, предназначенная для перехвата другой ракеты, летящей с высокой, супер- или даже гиперзвуковой скоростью. Одна ракета GMLRS стоит всего 170 тысяч долларов — меньше, чем Javelin ATGM. Тактическая ракета PrSM стоит около 1,8 миллиона долларов.

Третья область применения включает в себя действия против целей высокий важности глубоко в тылу врага. Тактические ракеты или ракеты, запущенные из систем залпового огня, позволяют уничтожать вражеские командные пункты, вертолеты или даже самолеты на земле.

«Все три вышеуказанных элемента могут оказать соответствующее влияние на успех оборонительных усилий и таким образом уменьшить любую потерю территории на первом этапе операции как таковой. В тот момент, когда начинается потенциальная агрессия, противник может ожидать ударов на его территории, не говоря уже о том, что они будут крупномасштабными», <cite>— отмечает автор Defence24.</cite>

Планы и проблемы

Изначально в рамках программы Homar в 2015 году предполагалось приобретение трех дивизионов по 18 пусковых установок каждая, а также 1800 ракет GMLRS. 90% из них должны были быть изготовлены по лицензии в Польше.

Ракетная установка MRF-D HIMARS

Ракетная установка MRF-D HIMARS.

© dvidshub.net

Министерство обороны Польши также планировало закупить более 50 установок для запуска ATACMS.

Польская промышленность должна была играть роль ключевого подрядчика. Консорциум первоначально возглавляла компания HSW, затем PGZ Group, в то время как сама система должна была поставляться в конфигурации, соответствующей польским требованиям — с польским комплектом управления огнем Topaz, автомобилями производства Jelcz.

Первоначальный план закупок провалился по многим причинам и в 2018 году был отменен. Чтобы заполнить пробел, в 2019 году было закуплено двадцать пусковых установок HIMARS на сумму 414 миллионов долларов США. Ожидается, что они образуют один дивизион, а два подразделения будут выступать в качестве учебного подразделения. Уже в 2017 году появилась первая информация о правдоподобном расширении объема закупок Homar свыше трех первоначально запланированных дивизионов. Стратегический обзор обороны, проведенный в Министерстве обороны Польши в 2016—2017 годах, рекомендовал закупить около 160 пусковых установок.

Закупка влечет за собой приобретение 270 ракет GMLRS, 30 ракет ATACMS, командной системы AFATDS американского образца, стандартных транспортных средств FMTV и командирских бронеавтомобилей Humvee.

Сегодня польская артиллерия не имеет ударных возможностей выше уровня дивизии — они восстанавливаются в рамках программы Homar / HIMARS.

Согласно одной из обнародованных концепций, Homar была системой, которая должна была быть получена восстановленными артиллерийскими подразделениями оперативного уровня (уровень сухопутного компонента, выше дивизии).

«Обычно это руководитель, который должен поддерживать подчиненного, а не наоборот. Вот почему командир оперативного уровня, выше уровня дивизии, должен иметь свой собственный потенциал для атаки целей на большом расстоянии. Это связано с программой Homar. Возможности как таковые, наряду с системой WR-40 Langusta MLRS или 155-миллиметровыми гаубицами Krab, должны быть размещены на оперативном уровне», <cite>— пояснял бывший начальник артиллерийского и ракетного подразделения польской армии Ярослав Вежхольский.</cite>

Когда дело доходит до разведывательной подсистемы — здесь уже сделан первый шаг. Это относится к системе БПЛА Gladius.Четыре огневых модуля уровня батареи этого решения должны быть приписаны к артиллерийским полкам, предоставив им ударно-разведывательную способность на расстоянии до 100 километров. Этой глубины достаточно для нынешних боеприпасов GMLRS.

 Gladius.

БПЛА Gladius.

© dvidshub.net

БПЛА — это всего лишь одно из средств. Радары, такие как Liwiec, являются еще одним активом. В настоящее время в Польше их десять. Этого, по мнению польских оборонных специалистов, недостаточно. Также важен вопрос интеграции современных систем связи между армией и войсками территориальной обороны.

Кадры — одна из серьезнейших проблем в деле внедрения системы. Предположительно, батальон РСЗО состоит из 400 солдат. Он включает в себя подразделения разведки и логистики. Все это требует высококвалифицированных кадров и многолетнего обучения. Как отмечает Якуб Паловский, похоже, что единственный возможный способ для Войска польского создать такие широкие возможности ракетной артиллерии, основываясь на системе HIMARS, — развернуть для непрерывной ротации подразделения Национальной гвардии США или армии США вместе с несколькими пусковыми установками, по крайней мере временно, на основе схемы ленд-лиза. Таким образом, купленные Польшей пусковые установки будет обслуживать персонал, который уже знает это оборудование и будет помогать в обучении инструкторов и солдат.

Как считает господин Паловский, такой вариант был бы выгоден и США, поскольку соответствующим образом уменьшит риск возникновения конфликта на восточном фланге НАТО или вооруженной агрессии против стран Балтии.

Революция в польской артиллерии

Нынешнее изменение в планах по приобретению РСЗО HIMARS (около 80 батарей) означает, что если все проблемы будут решены, то они будут развернуты не только на оперативном, но и на тактическом уровне: в артиллерийских полках на уровне дивизиона, а позже и в бригадах. В конечном счете командир бригады будет иметь возможность действовать против целей, расположенных более чем в 80 километрах, при условии, что используются стандартные боеприпасы GMLRS. Дальность будет увеличена, если появятся модернизированные боеприпасы.

Ранее генерал Ярослав Громадзинский во время конференции Defense24 DAY отметил, что системы, позволяющие атаковать цели глубоко в тылу врага, такие как HIMARS, должны быть только на уровне дивизии. В наши дни там используются системы Langusta или BM-21 «Град». Если система Homar / HIMARS действительно будет развернута на уровне дивизии или даже на уровне бригады, то это будет означать революцию в польской артиллерии.

Система Langusta

Система Langusta.

© dvidshub.net

Эта революция позволит командирам на тактическом уровне действовать против целей глубоко в тылу врага со своими собственными активами, а также предоставит командованию более высокого уровня возможность обеспечить дополнительное усиление возможностей там, где уровни угрозы максимально высоки.

Все вышеперечисленное позволит остановить противника, имеющего количественное преимущество.