проти ребрендинга девяностых - ребрендинг восьмидесятых

Застойный капитализм и деловой социализм

 

***


По прочтении заголовка некоторые россияне сразу удивятся – а не перепутал ли автор существительные?.. Это капитализм у нас вроде бы всегда был соревновательным, «рисковым» - но богатым строем; а социализм стабильным, даже застойным - но бедным.

Нет – ничего не перепутано. Именно так! Не знаю, как там было в прошлом – а сейчас это именно так и никак иначе. И при спокойном размышлении это становится очевидным.


 

1. Застойный капитализм

 


Что получает основная масса трудящихся как наемных работников при любых формах капитализма?.. Стоимость своей рабочей силы. Все! И так всю жизнь – из месяца в месяц и из года в год.

У капиталиста, как владельца средств производства, спору нет, жизнь отчасти рисковая. Есть большая прибыль - скачок в доходах. Нет прибыли – упадок. Но капиталистов в основной массе народа – мизер! А для остальной и подавляющей части народа, состоящей из наемных работников – никакой реальной перспективы по увеличению дохода нет, потому что они к распоряжению прибылью на своем предприятии никакого отношения не имеют. Допустим для примера, что наемный работник в начале года получал двадцать тысяч рублей. И что, в конце года он будет получать хотя бы на 20-30 процентов больше?.. Не смешите людей! Наоборот, скорее всего потеряет из-за инфляции. Ну если капиталистическая власть сжалится, подкинет деньжат, особенно перед выборами – это другое дело.

Повторим, даже при большой прибыли у капиталистического предприятия рядовой наемный работник данного предприятия в целом и общем все равно получит всю ту же «зарплату». Потому что наемный работник никакого отношения к распределению прибыли - не имеет. То есть фактически он работает на условиях постоянной уравниловки.

Но более того. Это мы взяли уж совсем идеальный вариант, когда капиталист умный-преумный и обеспечил стабильную работу предприятия на десятилетия вперед. Но в реальной жизни такого не бывает. Экономическая ситуация все время меняется. За подъемом идет кризис. Не сегодня, так завтра дело может измениться в худшую сторону. Поэтому соответственно о росте зарплаты даже для индексации инфляции и речи может не идти - а наоборот, может произойти сокращение-увольнение в различных вариациях.

В результате всего вышесказанного хваленый капитализм для подавляющей части народа как наемных работников суть есть постоянная уравниловка и застойное существование - да еще омраченное перспективой увольнения. Никакой реальной перспективы для заметного роста доходов у них - нет.


 

2. Деловой социализм

 


При социализме большинство предприятий являются государственными. Следовательно, эти предприятия должны работать на условиях хозрасчета. Да, во времена «военного коммунизма» и его рецидивов в полном смысле слова хозрасчета не было. Но сейчас твердо установлено, что стабильный социализм без него невозможен.

Дело совсем в другом – что конкретно подразумевать под социалистическим хозрасчетом. Поэтому давайте еще раз точно определимся, что это такое хотя бы в главных чертах. При настоящем хозрасчете «наверх» идет только плата за ресурсы (чем больше ресурсов у предприятия, тем больше плата за них и наоборот, чтобы уравнять исходные позиции для экономического соревнования между предприятиями) и твердо установленный налог. Все! Остальное остается трудовому коллективу. Если трудовой коллектив хорошо работает – он хорошо живет. Плохо работает – плохо живет.

Конкретно это заключается в том, что хозрасчетный доход распадается на фонд развития производства, науки и техники, фонд социального развития и фонд оплаты труда. Если сказать совсем просто, но тем не менее верно, при социалистическом хозрасчете прибыль за вычетом налога остается также в распоряжении трудящегося! В результате рабочий имеет «на руки» не только стоимость своей рабочей силы – но и прибыль.

Следовательно, если при хозрасчете трудящийся получил хорошую прибыль – он будет иметь заметный скачок в достатке. Не получил – не будет иметь. А так как трудящиеся составляют подавляющее большинство в обществе – значит все общество на основах социалистического хозрасчета и есть подлинно соревновательное и деловое общество. Антизастойное и антиуравнительное!

Здесь собственно и добавить нечего, несмотря на всю краткость изложения. Все и так очевидно.


 

3. Что мы на данный момент имеем в России

 


Путинский капитализм является наследником брежневской уравниловки и застоя. Парадоксально для некоторых – но это неоспоримый факт. Путин – новый Брежнев. Только еще хуже.

Все так же Россия держится за счет доходов от углеводородов. У власти все тот же бюрократически-мафиозный государственный строй, который парализовал общественную самодеятельность нации. Вся та же коррупция и кумовство – только в еще больших размерах. «Единая Россия» настолько похожа на КПСС в ее худшие времена – что это уже стало темой для анекдотов.

Конечно, Путин помоложе Брежнева и на вид поэнергичней. Но это полнейшая показуха (что тоже наследие брежневских порядков). Пиара побольше, не спорю, лица чуть-чуть помоложе – но суть абсолютно такая же. Даже еще более махровая и гнилая – чем прежде. Чем больше внутреннего гниения и коррупции – тем больше внешнего пиара. Путин – этакий более изворотливый Брежнев, потому что в чем российская бюрократия и продвинулась, так это в еще более хитрой маскировке своей застойной сути.

А раз дело обстоит таким образом, а оно обстоит именно таким – кто первый поднимется против путинского застоя, тот и будет подлинным, а не мнимым гражданином своей страны.

Да, сейчас пока все относительно хорошо. Витрины магазинов полны и по вечерам сверкают огнями, новые машины по улицам ездят и прочие прелести якобы цивилизованной жизни. Но стоит ценам на углеводороды на мировом рынке упасть – как все это рассыплется наподобие песочного замка. Моментально вернется время девяностых. Конечно, стабфонд от одной волны кризиса спасет, но если это будет более глубокая рецессия – брежневскому застою в путинском варианте придет конец.

Вот и выходит, что умный тот - кто предвидит кризисную ситуацию и пытается ее не допустить уже сейчас, пока все относительно стабильно. Надо уже сейчас готовиться к «антипутинской Перестройке». Она все равно будет также, как подобная была против брежневского застоя – потому что историю не остановить. Можно отмахнуться от предостережений и сказать – я сейчас более-менее хорошо живу, а дальше будет что будет. Но так еще может ответить тот – у кого нет детей. А у кого они есть – если он не полный идиот, уже сейчас должен задумываться об их будущем. Поток нефтедолларов не будет вечным. Когда он закончится – по крайней мере нашим детям ой как будет тяжело. (Хотя им уже сейчас не сладко. Капитализм в первую очередь бьет по старикам и молодым своей безработицей и безденежьем.)

Следовательно, надо готовить антипутинский «перестроечный» вариант уже сейчас. Потом – будет поздно. С одной стороны, не надо из-за страха перед прошедшими девяностыми во всем поддерживать Путина. Как это не парадоксально, такая политика наоборот и приведет к девяностым «второго розлива»; но с другой стороны, не нужна буквальная Перестройка второй половины 80-х прошлого века – а нужна умная, реформированная Перестройка, максимально учитывающая ошибки прошлого.

Не нужен ни застой – ни анархия. Нужно подлинное развитие. Но сейчас мы гораздо ближе именно к застою второго пошиба. Следовательно – пора думать о борьбе с ним.

И иного метода, кроме подлинно хозрасчетного социализма, возникающего в ходе второй, более умной и подлинно «красной Перестройки» – нет. Против застойного капитализма нужна новая социалистическая Перестройка в виде подлинно хозрасчетного и делового социализма, как показано выше. Только это спасет Россию от еще большего краха в будущем.


 

4.Вместо «оранжевой революции» – «красная Перестройка»


 


Сейчас мало кто в рядах подлинно демократической российской общественности отрицает косность и регрессивность путинского режима. Но гг. Немцов-Кудрин со своей компанией, пытаясь оседлать справедливую волну недовольства таким положением, подсовывают нам именно ребрендинг недавних девяностых в виде так называемой оранжевой революции. Так называемые оранжевые идеалы – все-таки по своей сути принципы знаменитой чикагской школы Фридмана в экономической сфере и шарповские наработки в политической со всеми вытекающими отсюда последствиями

Нам это – не надо абсолютно! Это все равно что козла второй раз в огород запускать только на том основании, что теперь у этого козла рога другого цвета. Короче, весь этот оранжизм – это именно ребрендинг девяностых прошлого века. Более точного слова и не найдешь. Кто этого не понимает – тот в современной политической обстановке России абсолютно не разбирается или не хочет разбираться.

Но вытекает ли отсюда необходимость продолжать терпеть нынешний режим, на чем широко спекулирует Путин, выставляя себя в роли «патриота», «государственника», «защитника национальных интересов» и прочее и прочее в таком духе?... Да ни в коей мере! Хоть личности наподобие Кургиняна и купились на это, мол, выбираем из двух зол меньшее или что-то наподобие того – существенной разницы между Путиным и Ко и Немцовым и Ко никакой. Это разборки двух кланов эксплуататоров, один из который ориентирован больше на отечественную служивую бюрократию, если сказать в целом и общем, а второй на широкие связи нахрапистого капитала. Ну там плюс-минус всякие нюансы – которые подлинно существенной роли не играют. Между царско-служивой бюрократией в начале двадцатого века и шиповско-гучковским капиталом тоже были разногласия – но они не выходили за рамки различных вариаций буржуазно-помещичьего строя. То же самое в своей основной сути мы имеем и сейчас.

Да, путинский режим, этот новый царизм, надо свергать. Но не посредством ребрендинга девяностых прошлого века – а посредством ребрендинга второй половины восьмидесятых прошлого века! Посредством ребрендинга идеалов Перестройки как идеалов социалистического обновления. Но это должен быть именно ребрендинг Перестройки, и ничто иное – когда откидываем все ошибочное и разгильдяйское и оставляем подлинно новаторское и подлинно реформаторское в попытке улучшить социализм! Вот что надо! Здесь собака зарыта – в чем я глубоко убежден. Повторю еще и еще раз, чтобы эти слова запомнились в сознании читателя – нам нужен не ребрендинг девяностых в виде нынешней «оранжевой революции», а ребрендинг попытки реформации социализма во второй половине восьмидесятых в виде подлинно «красной Перестройки».

Если вся подлинно демократическая общественность России пойдет по этому пути –ситуация в стране резко изменится.

Подытожу. Сейчас в стране пока на коне путинский режим. Пока. У него могут быть только два подлинно радикальных врага, требующих реальных перемен - «справа» в виде «оранжистов» и «слева» в виде «красных перестройщиков». И те и другие призывают к борьбе с нынешним застоем и к радикальным изменениям, но если первые тащат еще в более радикальный капитализм – то вторые должны тащить в подлинно и смело реформированный демократический социализм, несмотря на прошлые ошибки. Вернее – преодолевая их.

Именно здесь и есть подлинная болевая точка, развилка дивергенции, точка бифуркации и прочее и прочее, как сейчас модно говорить - в современной истории России. Если в России образуется новая оппозиция режиму Путина-Медведева не в виде «оранжистов» и не в виде консерваторов от КПРФ и Ко - а в виде умных продолжателей Перестройки второй половины восьмидесятых прошлого века, которые и в прошлое не тянут, и с нынешним не мирятся, а хотят продолжения курса на обновленный социализм – здесь подлинные истоки возрождения страны.

Да, режим Путина-Медведева становится все более косным, застойным и реакционным. Но в борьбе с ним нужен ребрендинг Перестройки – а не ребрендинг девяностых. Таково мое глубокое убеждение.