Вирусный пост

   С 20 марта наша страна расширила запрет импорта рогатого скота и свиней на весь Евросоюз из-за распространения на его территории вируса Шмалленберг. Эту новую заразу обнаружили еще в прошлом году. Евросоюз считает такие жесткие ограничения со стороны России ничем не оправданными, потому что вирус не сказывается отрицательным образом на здоровье человека. А любой обывательзадумается: чем меньше мяса на рынке - тем оно будет дороже?

Специалисты информируют: вирус Шмалленберг впервые идентифицировали в одноименном немецком городе осенью прошлого года. Он поражает крупный рогатый скот, овец и коз, переносится кровососущими насекомыми. По данным минсельхоза Германии, у взрослых особей симптомы заболевания проявляются вяло, слабо выражены, но оно часто приводит к мертворождению у крупного рогатого скота. У телят и ягнят вирус может вызывать пороки развития и уродства. Сейчас ученые стараются узнать как можно больше о новой заразе: откуда вирус возник, почему вызывает вспышки болезней, каков вектор передачи болезни, могут ли животные заражать друг друга напрямую? Специалисты предлагают на всякий случай следить за здоровьем фермеров и ветеринаров, которые работают на зараженных фермах.

Россельхознадзор в своих ограничениях ссылается не только на ухудшение эпизоотической обстановки в странах Европы, но и на отсутствие должного контроля безопасности при поставках животных из Европы. Причем в этой надзорной структуре утверждают, что аналогичный контроль продукции, импортируемой в страны Евросоюза, поддерживается на высоком уровне. Дескать, чтобы обезопасить импортируемую из ЕС продукцию, Россельхознадзор и так длительное время фактически выполнял работу соответствующего генерального директората Еврокомиссии. Что касается непосредственно вируса Шмалленберг, то Россельхознадзор еще в январе текущего года предупреждал все организации, занимающиеся ввозом животных в Россию, все ветеринарные службы страны: надо быть готовыми к тому, что новый вирус может отразиться на деятельности всех этих структур и хозяйствующих субъектов. Ведь он еще до конца не изучен, но есть предположения, что относится к большой и довольно опасной группе вирусов.

Вроде бы все правильно: вот как о нашем здоровье и безопасности радеют! Мы прямо как за каменной стеной. Однако если все так тревожно в мире с мясом, то не скажется ли ограничение поставок на цене этого продукта? А многие эксперты при этом недоумевают: при чем здесь вообще свиньи?

Ведь специалисты выяснили, что вирус Шмалленберг не поражает этих животных. Недоумевает по этому поводу и Еврокомиссия: дескать, Россия единственная из стран вводит запрет на ввоз свиней из ЕС. Ну, ладно, еще несколько месяцев назад мы ввели запрет на ввоз свиней из Германии, оставив возможность ввозить непосредственно свиное мясо. Кстати, Россия занимает второе место после Евросоюза в германском экспорте замороженной свинины. А что вы думали? Ведь мы своими силами не в состоянии удовлетворить потребности внутреннего рынка. А колбасу и

ветчину из чего-то делать надо. Думаете, вся свинина для мясоперерабатывающих производств - парная да охлажденная, бегала два дня назад по своему свинарнику? Крупные производства в попытках снизить себестоимость продукции затариваются давно замороженным сырьем. И хорошо, если оно в процессе доставки на комбинаты не подтаивало и не размораживалось.

Но в любом случае: если сократится ввоз крупного рогатого скота и свинины, это обязательно отразится на ценах на внутреннем рынке.

- Конечно, хорошо, что соответствующие структуры тщательно следят за благополучием в животноводческой сфере, однако такие резкие заявления буквально выбивают из колеи, - поделился с нашей газетой подмосковный фермер Владимир Голованов. - У частных животноводов могут не выдержать нервы: начнут резать скот, продавать мясо, чтобы хоть что-то выгадать, если вдруг зараза действительно очень опасная и может прийти и к нам. С другой стороны, даже если у нас все будет хорошо, в том числе и в крупных организациях животноводческого направления, мы все равно сами себя не прокормим. И что тогда?

Вынужденный пост даже в то время, которое уже и церковью не предписано? Мы уже много лет не можем поднять животноводческую отрасль, чтобы она заработала, как положено. Значит, продолжаем усиленно зависеть от импорта, поставки которого сами же ограничиваем. Вот я, например, расширил бы свое хозяйство, но нет площадей, а выбивать их - целое дело. Плюс еще много всяких заморочек. При том, что семья у меня большая и рабочей силы хватило бы на большее поголовье.

- На мой взгляд, расширение  из стран Евросоюза - мера слишком суровая, - прокомментировал нашей газете ситуацию председатель Общества защиты прав потребителей "Общественный контроль" Михаил Аншаков. - Ведь угроза эта чисто гипотетическая. У нас в стране есть другая весьма серьезная проблема: многие животноводческие хозяйства в южных регионах России буквально поражены африканской чумой свиней. У животных нет иммунитета против этой болезни, а потому их просто уничтожают.