Изощренные варианты "добра" и "зла"

Вот уже более 100 лет Нобелевская премия – одна из самых престижных премий ученым всего мира. После 2000 года размер этой премии составлял от 1 до 1,56 миллионов долларов США (каждый год – по-разному). При этом Нобелевскую премию никогда не получал и никогда не получит ни один… математик. Так Альфред Нобель (1833 – 1896 гг.) «отомстил» всем математикам – настолько глубока была его личная неприязнь к одному из математиков. По одной из версий выдающийся шведский математик Миттаг-Леффлер (1846 – 1927 гг.) небезуспешно ухаживал за невестой (женой) Нобеля. По другой версии – у Нобеля была возлюбленная, которая потом влюбилась в Франца Лемаржа, собиравшегося стать математиком. Есть и другие версии, но все они на уровне легенд и анекдотов, а для нас сейчас важно одно – Нобель в своей жизни почему-то возненавидел именно математиков.

В конце ХХ столетия до 10% (!) россиян, вероятно, имели повод не менее сильно «возненавидеть» другого математика – Сергея Мавроди (род. 1955 г.), который в своё время проявлял «фантастические математические способности» (он окончил в МИЭМе факультет «Прикладная математика»). Мавроди основал АО «МММ», которое рассматривается как классическая и крупнейшая в истории страны финансовая пирамида. Бумаги Мавроди были в свободной продаже всего полгода (с 1 февраля до 4 августа 1994 года – даты ареста Мавроди), аккумулировав до трети бюджета страны. За эти полгода цены на бумаги выросли в 127 раз, а число вкладчиков компании, вероятно, достигло 15 миллионов человек. По мнению прокуратуры, ущерб, нанесённый вкладчикам, оценивается в 110 млн. долларов США, однако ряд экспертов оценивает ущерб на порядок больше – «не менее миллиарда», а по мнению Объединения вкладчиков ущерб составляет и того больше – порядка 70-80 миллиардов долларов.

Личность Мавроди, как и его деятельность, до сих пор вызывают крайне неоднозначные оценки в различных кругах общества: его одинаково часто называют и авантюристом, и финансовым гением (не надо забывать, что целый ряд людей фантастически обогатились на бумагах Мавроди). Сам Мавроди считает, что: «Важен лишь масштаб деяний. Их абсолютная величина. Знак же значения не имеет. Минус легко меняется на плюс, и наоборот. Вот только ноль ни на что никогда не меняется». И лично я абсолютно согласен с тем, что «минус» («зло») легко меняется на «плюс» (на «добро»), и наоборот, ведь, скажем, большая часть российских миллиардеров и миллионеров – это бывшая партийная номенклатура (члены КПСС, атеисты до «мозга костей», и т.д.), которые легко (мгновенно, убедительно и красиво) обосновали поразительную метаморфозу своего мировоззрения. То есть достаточно умный человек (кстати, всякий математик является таковым) логично обоснует, вообще говоря, что угодно и как угодно.

И только «внутри» самой математики (абсолютно строгой науки), нельзя проделать подобного фокуса, а во всех прочих (даже научных) сферах – можно! При этом, вероятно, самой многоопытной в части смены «полярности» («минус» на «плюс» и наоборот) является «наука» история. И здесь нечему удивляться, ведь каждый из нас даже факты собственной биографии трактует по-разному – в зависимости от своего возраста, здоровья, настроения и т.д.

Ещё одним математиком, вероятно, существенно повлиявшим на судьбу России в конце ХХ века, является Борис Березовский (род. 1946 г., в 1973 году закончил механико-математический факультет МГУ – это его второе высшее образование). По утверждениям самого Березовского, он сыграл решающую роль в приходе Владимира Путина к власти в конце 1999 года. С Путиным он познакомился в 1991 году. Потом они якобы часто встречались, проводили вместе отдых. А когда Березовский познакомил его со своими людьми в правительстве, он способствовал назначению Путина директором ФСБ. И если всё это правда, то можно сказать, что именно Березовский открыл новую эпоху (Путина) в истории России, точно «подсказав» народу, на кого можно уповать очередные четверть века.

Ещё об одном российском математике, наверняка, слышал каждый из нас. Конечно же это – Григорий Перельман (р. 1966 г.), который первым доказал столетнюю гипотезу Пуанкаре – так решило всё организованное мировое математическое сообщество. За это достижение Перельман мог бы получить миллион долларов США, однако он всё-таки… отказался от денег. И все по-разному оценивают данный поступок, но лично я понимаю произошедшее как пример высочайшего духовного деяния: сам Перельман счёл, что вклад в решение гипотезы Пуанкаре американского математика Гамильтона (р. 1943 г.) ничуть не меньше, чем его собственный вклад. То есть, рассматривая уже историю своего математического доказательства, Перельман неизбежно столкнулся с неоднозначностью трактовки самой истории, однако высочайшая духовная нравственность Перельмана взяла вверх над меркантильными интересами (столь характерными для большинства из нас в нынешних непростых условиях жизни).

Всё выше сказанное о математиках взято мною из Википедии. На подобных фактах (число которых можно увеличить) я пытаюсь обосновать следующий (для многих очевидный?) вывод: каждый из нас в той или иной мере способен на «добро» и «зло», однако только наиболее изощренный ум (и в первую очередь – это ум математика) способен к наиболее изощренному «добру» и «злу», которые недоступны обычному «нормальному» человеку (вообще говоря, равнодушному к математике).