Разрушительные реформы

На модерации Отложенный

На мой взгляд, основной смысл пакета законопроектов о выборах депутатов, внесенного Президентом в Госдуму -  сохранение политической монополии на власть. И, к сожалению, достигается это ценой углубления политического кризиса в стране и создания угрозы ее дезинтеграции.

Партия власти поняла, что сохранить монополию путем одних запретов, зажимов и притеснений уже невозможно. Такая политика себя исчерпала, в результате чего ЕР и потеряла конституционное большинство. Поэтому было решено сохранить монополию другими способами – плодитесь и размножайтесь! Создавайте политические партии в любом количестве!

Теперь партий станет очень много. Естественно, они будут конкурировать не только друг с другом, но и с теми партиями, которые представлены в парламенте и другими. Естественно, что в процессе конкурентной борьбы от них будут отгрызаться маленькие или большие кусочки. В результате ни одна из этих партий не преодолеет 5%-ный барьер и в Думу не попадет. Но свое дело они выполнят – растащат электорат парламентских партий и резко снизят их присутствие в Госдуме. Единственная партия, которую никто не сможет грызть – сама партия власти. А другую такую же крупную партию создать никому не позволят, пока не начнется какой-либо по-настоящему глубокий кризис.

Что это означает для граждан? Существенно увеличится количество избирателей, не имеющих своих представителей в Государственной Думе – вплоть до половины граждан России. Их голоса останутся за рамками 5%-ного барьера. Соответственно  и легитимность законодательного органа на порядок снизится. Уже сейчас имеется много вопросов относительно легитимности новой парламента,  но в данном случае между Думой и обществом разверзнется пропасть. А в условиях, когда все признаки политического кризиса на лицо, это просто будет подливанием масла в огонь. Прогнозировать, чем это закончится, не буду – я не Хичкок.

Вторая опасность – угроза дезинтеграции страны. Появится множество  националистических партий, в том числе и партии жесткого русского национализма. Это совершенно очевидно, они уже резко активизировались в связи с последними событиями. Они получат больше возможностей для своей пропаганды, чем сейчас, когда они фактически загнаны в полуподполье. А в качестве ответной реакции последует рост сепаратистских настроений в ряде регионов с определенным этническим и конфессиональным составом населения.

Да, есть запрет на создание конфессиональных партий, но обойти его не проблема. Они просто не станут называться исламской партией, а придумают какое-нибудь другое название. Чтобы пройти в Государственную Думу, теперь им достаточно консолидировать вокруг себя несколько регионов вместе со своими губернаторами, которых  к тому времени будут выбирать, вместе со всем административным ресурсом. А людей проживает на территории этих республик довольно много. В конечном итоге начнется раскол страны по конфессиональным или национальным признакам.

В таком виде вводимые реформы выглядят полным цинизмом. Да, решается задача монополии на власть одной партии, но какой ценой! Последствия для России могут быть очень серьезными.

Вчера на слушаниях в Общественной палате по проекту закона «О выборах депутатов Государственной Думы» я озвучил ряд наших встречных предложений. Во первых, это возвращение избирательных блоков. Если Общественная палата эту поправку поддержит, я, наверное, выйду уже с инициативой поставить ей памятник. Перед выборами мелкие партии сливаются с более крупными или друг с другом. Тогда хотя бы в избирательных бюллетенях будет не жуткая каша на десять листов, а осмысленные политические блоки. Это решает проблему дезориентации избирателя и организовывает политическое пространство. И также способствует процессу консолидации страны, а не дроблению ее на множество частей.

Вторая поправка еще больше направлена на реализацию этой задачи. Мы предлагаем сделать вводимый 5-ти процентный заградительный барьер «плавающим». Иными словами, при определенных условиях нужно допустить к распределению депутатских мандатов партии, получившие 3 либо 2 процента. В первом случае партия должна получить 3 и более процентов не менее чем в 75 и более территориальных единицах. А во втором – 2 и более процентов не менее чем в 113 избирательных округах, которых всего в нашей стране 225.

Партии, которые работают на территории всей страны, должны иметь определенное преимущество. Это будет серьезным противовесом тем, кто сосредоточится на мобилизации электората в отдельных регионах с этнической и конфессиональной окраской.