Еще раз о призвании человека
На модерации
Отложенный
Должен пояснить, что это - концовка моей статьи «Быть – это значит, постоянно изменяясь, все более становиться самим собою». Полный вариант этой статьи помещен мною в моем блоге aivakin в интерсообществе «Альтернативы» и вызвал там большой интерес (более тысячи) читателей. Я хочу, чтобы и здесь мои читатели поняли, что ноосфера – это не мечта, не экзотика, а безальтернативная судьба человечества. Говоря «безальтернативная», я имею в виду, что альтернативой ноосферы может быть только гибель человечества.
У человечества есть научно-обоснованная цель развития: это ноосфера, как высшая форма единства материального и идеального.
Призвание Человека как бытия (Dasein) заключается в его постоянном развитии. А это значит, что развиваться – это не только привилегия, право человека, но и его Долг. Сущность человека свобода. Это значит, что в отличие от животных он сам проектирует свою жизнь. Однако, К.Маркс был прав, когда говорил о том, что вся прошедшая жизнь человека – это еще не история, а предыстория. Человек, планируя в мелочах, в целом развивается стихийно, хаотично, создавая войны, катастрофы, экономические кризисы.
Неужели нам не достаточно того, что нас окружают природные стихийные катаклизмы?! Неужели мы должны смириться с тем, что «финансовые пузыри» и прочие подобные «цунами» будут продолжать возникать в сфере деятельности человека?
Ноосфера – это не что-то заумное и, следовательно, непонятное. Ноосфера – это не что иное, как разумно устроенная сфера жизни и деятельности разумных людей. Это - система разумно-рационального управления отношениями между людьми и отношениями людей с природой.
Разумность не может существовать без планирования, теоретичность – без обоснованного предвидения. Навязываемый людям со стороны многих современных идеологов вывод о том, что социализм – это утопическая и даже преступная затея, что попыток создания социализма отныне и вовек быть не должно, - несостоятелен, ибо он фактически призывает отменить теорию и довольствоваться эмпиризмом, отменить порядок и увековечить хаос. Но хаос и стихийность – это явно не сфера бытия истинного Homosapiens.
Разве можно уповать на стихийное возникновение согласия между лебедем, раком и щукой, тянущим воз судьбоносных проблем человечества в разные стороны?
Да, мы должны признать, что эксперимент по созданию социализма был преждевременным и поэтому обреченным на неудачу, а метод его проведения и результат его во многом дискредитировали саму идею социализма. Не будем забывать и о том, что «экспериментаторам» серьезно мешали консервативные силы, заинтересованные в провале данного эксперимента.
Однако, как известно, время лечит и - не только забвением, но и новыми надеждами, основанными на радикальном изменении условий, некогда приведших к трагическим неудачам. Планирование – это единственно возможный способ реагирования на возникшее противоречие между любой жизнесберегающей идеей и материальными средствами ее реализации.
В чем же заключаются те новые условия, которые из неуклюжего и формального планирования, столь характерного для «старого социализма», способны создать для «нового социализма» планирование гибкое, содержательное, своевременно реагирующее на любое серьезное измененение в жизни общества? (См. об этом у известного политолога А.Вассермана). Во-первых, в появлении новейшей вычислительной и информационной техники. Автор данной статьи думает, что в создании такой техники и состоит одно из важнейших исторических «призваний» капиталистического способа производства.
Во-вторых, - в появлении возможности осуществления мечты Платона о создании управляющей государственными делами элиты из высоко образованных, опытных, высоконравственных, преданных своему делу людей. Показательно, что и эта кадровая революция может совершиться только на той же основе, что и процесс создания высококачественного планирования – на основе того, что уже имеется и продолжает совершенствоваться новейшая техника, обеспечивающая сущностное условие демократии: справедливые, прозрачные выборы руководящей элиты. И здесь ничего удивительного нет: именно новейшая техника – это и есть возможность долгожданного материального обеспечения идеи научного планирования важнейших сторон материального и духовного развития человека, а также - руководства как разумного регулирования отношений между людьми и между людьми и биосферой.
По глубокому убеждению автора статьи, – это и будет первым шагом перехода человечества в ноосферу – сферу разумного управления социумом со стороны разумно мыслящих людей.
Комментарии