Последняя глава эпохи Путина

Яцек Пшибыльский

Последняя глава эпохи Путина

Изображение 


- Российский лидер не способен понять, почему его магия испарилась, почему народ не хочет воспринимать его как царя, - говорит Андерс Аслунд, эксперт по вопросам России и Европы Восточного Института Петерсона в Вашингтоне в беседе с Яцеком Пшибыльским.

 Изображение


Яцек Пшибыльский:
- После победы Владимира Путина на выборах вы всё ещё верите, что Россия будет демократизироваться?

Андерс Аслунд:
- Да. Путин утратил свою былую магию, основанную на специфической смеси авторитета и принуждения. Перелом наступил, когда в ноябре прошлого года многотысячная публика освистала его во время поединка в смешанных стилях борьбы [между россиянином Фёдором Емельяненко и Джеффом Монсоном – прим. ред.]. Когда люди перестают бояться диктатора, он становится смешон.
Так что Путин окажется под всё возрастающим давлением. Правда, он уже сейчас пытается провести экономические реформы, но они у него получаются не самым лучшим образом. Он также должен будет решиться на определённые политические реформы. Это последняя глава эпохи Путина, который является странным политиком, верящим в разные теории заговора, создаваемые его разведывательными службами, - например, в то, что Муаммара Каддафи убили американские коммандос, хотя известно, что это было не так. Он также является человеком очень эмоциональным и на самом деле не способен понять, почему народ его больше не любит.

Яцек Пшибыльский:
- А не любит?

Андерс Аслунд:
- Наверняка не любит так, как хотелось бы этого Путину. Хотя большинство россиян его поддерживают, однако, народ не воспринимает его как царя. У него, правда, есть поддержка большинства, но вся интеллигенция и средний класс против него и непрестанно на него нападают. Согласно теории политологов Сэмюэля Хантингтона и Сэймора Мартина Липсета, Россия попросту слишком богата, слишком хорошо образована и слишком открыта, чтобы быть до такой степени авторитарной и коррумпированной.

Яцек Пшибыльский:
- Однако на этих выборах у Путина не было ни одного достойного внимания контр-кандидата.

Андерс Аслунд:
- Это правда. Потому что Владимир Путин продолжает применять систему репрессий, которые лишают потенциально хороших кандидатов возможности действовать. Во время этого президентского срока он, однако, постепенно начнёт терять власть. Так что можно сказать, что правление во время этого срока будет временем Путина без Путинизма. Я ожидаю постепенной и мирной трансформации в сторону демократии.

Яцек Пшибыльский:
- Как будет выглядеть этот процесс? Что будет происходить, когда он снова займёт пост президента?

Андерс Аслунд:
- Я думаю, что Владимир Путин оставит на своих должностях не более трети нынешних министров. Я ожидаю, что новые люди в кабинете будут, однако, слабее предыдущих, достаточно молодые и не имеющие большого значения. Путин не любит окружать себя сильными людьми, так что ни у кого не останется сомнений, что вся ответственность лежит на одном человеке. О Единой России уже сейчас в России говорят – «Партия Жуликов и Воров». Владимир Путин старается иметь с ней как можно меньше общего. Не поддерживает её и даже избегает упоминать об этой партии, что, конечно, выглядит очень странно.

Яцек Пшибыльский:
- А реален ли другой сценарий, в котором Путин будет править ближайшие двенадцать лет?

Андерс Аслунд:
- Очень в этом сомневаюсь. Я, скорее, ожидал бы, что Владимир Путин будет пытаться пойти по следам Бориса Ельцина и выпутаться из политики. Я сомневаюсь, что ему будет продолжать нравиться занимать пост президента и быть презираемым всей российской элитой. Это на самом деле очень эмоциональный человек.

Яцек Пшибыльский:
- Это означает, что вы верите, что слёзы, которые текли по его щекам после объявления мартовских выборов, были искренними?

Андерс Аслунд:
- Я так считаю. Достаточно только посмотреть на него, когда он выступает по телевидению, чтобы разгадать его настроение. Точно так же, наблюдая за его встречами с международными политиками, можно с лёгкостью определить, каких лидеров Владимир Путин любит, каких ненавидит, а к каким он совершенно равнодушен.

Яцек Пшибыльский:
- Какую внешнюю политику Путин будет проводить во время своего президентского срока?

Андерс Аслунд:
- Наверняка плохую, поскольку Путин очень слабо справляется с внешней политикой. Это было видно хотя бы по огромному прогрессу российской дипломатии с ноября 2008 года, то есть с того времени, как ею начал заниматься Дмитрий Медведев. Можно сказать, что он был более министром иностранных дел, чем президентом. России это пошло на пользу, поскольку Медведеву – весьма талантливому дипломату – удалось достичь успехов практически на всех фронтах: как в вопросе Ирана, так и Сирии, и в отношениях с Америкой.

Яцек Пшибыльский:
- Президент Путин испортит отношения с Польшей?

Андерс Аслунд:
- Не думаю, поскольку как раз отношения с Польшей он сформировал самостоятельно с Дональдом Туском. Так что я сомневаюсь, чтобы отношения между Москвой и Варшавой теперь пострадали. Наверняка гораздо более сложными станут его отношения с Соединёнными Штатами. Путин, несомненно, поднимет вопрос о ПРО.

Яцек Пшибыльский:
- Путин в состоянии справиться с коррупцией?

Андерс Аслунд:
- Нет, поскольку он сам и есть ядро коррупции. Конечно, ему придётся что-то делать в этой области, но ему это будет нелегко, потому что ведь известно, что рыба всегда гниёт с головы. Так что деньги попадают либо к самому Путину, либо к его людям. Потому что люди, получающие выгоду от коррупции, всегда ищут защиту на вершинах власти.

Яцек Пшибыльский:
- Вы знаете какие-то примеры, подтверждающие эти слова?

Андерс Аслунд:
- Конечно. Недавно российские СМИ описали дело о покупке медицинского оборудования. В этом случае взятка должна была составить 35 процентов стоимости контракта. Сначала считали, что деньги попали к министру здравоохранения и развития Татьяне Голиковой. Однако, согласно тексту, опубликованному в конце февраля в газете «Новое Время», взятки попали на счета Путина. Также совершенно ясно, что эти люди на высоких должностях должны были быть замешаны в деле смерти боровшегося с коррупцией юриста Сергея Магнитского. Я, однако, ожидаю большого количества судебных процессов против людей низкого уровня, которые не имеют никаких связей с центром власти.


Андерс Аслунд – шведский экономист, получил докторскую степень в Оксфордском Университете. Преподаёт в Университете Джорджтаун. В начале 90-х был советником при правительствах России, Украины и Киргизии. В США работал, в частности, в Brookings Institution и w Kennan Institute for Advanced Russian Studies.


Rzeczpospolita

Jacek Przybylski

Ostatni rozdział