О компетентностном подходе.
Все как-то увлеклись внешней стороной обрушения отечественного образования, заспорив о его платности /бесплатности, четырех обязательных предметах и прочей блескучей ерунде. Меж тем, процесс отказа от достижений советской школы залегает чуть глубже, на уровне отказа от так называемой знаниевой парадигмы и внедрения некоего компетентностного подхода.
Суть происходящего в принципе отражена в самих названиях. Знание перестает быть ценностью и заменяется чем-то неопределенным и слабоуловимым - компетентностью. Не вдаваясь в подробности сразу следует указать на то, что это во многом отражает концептуальный курс на прагматизацию знания, отказ от фундаментальности и переход на позиции релятивизма и субъективизма. Можно по - разному относится к содержанию понятия "знание", но смысл его вполне очевиден. Знание отражает идеал наших представлений о действительности, отличающихся объективностью, постоянством, относительной независимостью от исторических условий и субъективных особенностей его формы и интерпретации. Компетентность - соответственно несет букет противоположных значений - абсолютный историзм, произвол, поверхностность и сиюминутная эффективность.
Именно эта идея абсолютного историзма и изменчивости, в совокупности с абсолютизацией идеи устаревания знания, толкает отечественную систему образования в объятия компетентностного подхода. Последний вообще обосновывается уже пошлыми и избитыми до нельзя рассуждениями о движении к постиндустриализму и сальностями о возрастающей социальной мобильности. Несколько скромнее звучит аргумент в пользу гуманизации образования, однако он на поверку и оказывается самым верным, причем в самой, что ни на есть тривиальной интерпретации: гуманизация - это просто опускание планки образования, изгнание из него всяких головоломных, нудных штук, всякой теоретичности и метафизики научных глубин, изгнание, ведущее свое происхождение от всякого рода учений с увлечением.
Итак основная мотивировка компетентностного подхода - отступление перед учеником, капитуляция перед высокими целями, которые стояли перед образованием прошлых лет. "Дети не учатся, так что ж делать, не заставлять же - это негуманно, будем опускать".
Релятивизм таким образом, играет роль подспорья гуманизации, в компетентностном подходе. "Все течет, все изменяется", а значит нет ничего твердого. отчего же тогда мучить дитять толстыми томами из библиотеки. Завтрашний день смоет все что там понаписали седобородые старцы. Смыть оно, положим и смоет, но далеко не все.
Да и кто бы знал, что именно.
Компетентностный подход упирает на неопределенность завтрашнего дня. Но разве человечества ранее было осведомлено о том, что ожидает его в будущем? И именно это незнание заставляло копать вглубь, а не довольствоваться технологией решения ьтекуших проблем. Если бы человек интересовался лишь последним, вряд ли бы он вышел из пещеры и стал обладателем всех тех богатств культуры и технологии, которые мы имеем ныне в своем распоряжении.
Я не буду здесь рассуждать о политической и социальной подоплеке принятых ныне решений относительно перехода к компетентностному подходу. Мне более интересны теоретические основания. Взглянув на них, нетрудно увидеть в "новой" педагогической идее основания как минимум полуторавековой давности. Читаешь все эти рассуждения, и оживают воспоминания об эпизодах старого педагогического спора между сторонниками формального и реального обучения. Первые говорили, что нужно обучать "как", методам, приемам, деятельности, вторые о том, что обучать надо знаниям умениям и навыкам, центр образования "что", а не как. Подпахивает от компетентностного подхода старыми и не раз уж отвергнутыми идейками всех этих образовательных сред, упразднения классов и учебных предметов, трудовых школ и дальтон -планов.
Постиндустриальное образование по лекалам стародавних времен, не раз уж отвергнутых самой живой жизнью, к которой так клмпетентностный подход апеллирует, с позором? Не стыдно?
Ну и еще об одном. Возмущает откровенное перевирание, может сознательное, а может нет, "традиционных" подходов к образованию. Возмущают нескончаемые байки об оторванности последнего от жизни, об отсутствии ориентации на практику, атомизации предметов и прочие благоглупости, расцветшие на почве некритично освоенного Дьюи. Все это вранье, вранье, или искажение самого смысла, упразднение творческой эволюции "традиционного" обучения.
Что же мы получим в результате этого компетентностного подхода вместо образования? Не школу и вуз, а перрон с беспорядочно носящимися взад-вперед пассажирами - обучающимися (Комков), изучение утки комплексным способом (как это было описано у Каверина в "Двух капитанах"), методику работы, при которой шкрабы (педагоги, то есть), теперь ничего не объясняют, а только спрашивают (как об этом говорит Огнев в повести "Дневник Коли Рябцева")?
Возмущаться уже поздно. Печень, то есть образование, уже отвалилось.
Комментарии