Россия, помятая сапогом пессимизма.

На модерации Отложенный

В 1836 году в журнале "Телескоп" были напечатаны "Философские писма" П.Я.Чаадаева, в которых он дал резко отрицательную характеристику России.  "По нашему местному положению между Востоком и Западом, опираясь одним локтем  на Китай,другим на Германию,- писал Чаадааев,- мы должны были соединить в себе два великих начала разумения: вооброжение и рассудок; должны бы совмещать в нашем гражданственном образовании историю всего мира. Но не таково предназначение , павшее на нашу долю ...Отшельники в мире, мы ничего ему не дали, ничего не взяли у него; не приобщили ни одной идеи к массе идей человечества; ничем не содействовали совершенствованию человеческого разумения и исказили все , что сообщило нам это совершенствование. Во все продолжение нашего общественного  существования , мы ничего не сделали для общего блага людей, ни одной полезной мысли не взросло на бесплодной нашей почве, ни одной великой истины не возникло из среды нас.Мы ничего не выдумали сами , и из всего, что выдумано другими, заимствовали только обманчивую наружность и бесполезную роскошь...Находясь в других странах и в особенности южных, где лица так одушевлены, так говорящи, я сравнивал не раз моих соотечественников с туземцами, и всегда порожала меня эта немота наших лиц". Вокруг  "письма" разразились нешуточные страсти: журнал был закрыт, его редактор Н.И.Надеждин сослан в Усть-Сысольск, пропустивший статью цензор, ректор Московского университета А.В.Болдырев отстранен от должности.

Чаадаева официально объявили "сумасшедшим", создав прецедент первого в мире политико-медицинского диагноза для дисседентов. Герцен сравнивал "письмо" с выстрелом, раздавшимся темной ночью: тонуло ли что и возвещало свою гибель, был ли это сигнал,зов на помощь,весть об утрате или о том, что его не будет- все равно, надобно было проснуться. А.С. Пушкин отправил письмо Чаадаеву, в котором подверг друга резкой критике и выразил решительный протест его пессимизму: " Я далеко не в восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя,- писал Пушкин,- но клянусь честью, ни за что  на светея не хотел бы переменить отечество, или иметь другую историю,кроме истории наших предков, той,какой нам Бог ее дал".  И хотя впоследствии Россия не раз доказывала свою историческую цивилизованную состоятельность, точка зрения Чаадаева , словно тяжелый солдатский сапог, помяла имидж страны на долгие годы. Г.В. Плеханов в статье , посвященной пессимизму Чаадаева, писал  более полувека спустя: " Чаадаев высказал в высшей степени печальный, совершенно безнадежный взгляд на Россию... наалаев возвещал не об утрате, а именно о том, что его никогда не будет". Так ли уж бесспорно это утверждения корифея русской социал-демократии?