Право человека на ноосферу как основополагающая идея аксиосферы права

По Гегелю, каждая философская система есть постижение современной ей эпохи в понятии. Но надо помнить, что постижение это всегда происходит в спорах и противоборстве. Так, можно видеть, сколь противоположные позиции проявили себя в столкновении основных идей относительно сущности свободы, гуманизма и человеческих ценностей в работах таких выдающихся философов ХХ века, как Ж.-П.Сартр и М.Хайдеггер.

В своей статье «Экзистенциализм – это гуманизм» Ж.-П.Сартр выражает характерную для экзистенциалистов точку зрения, согласно которой человек, появляясь на свет божий, характеризуется всего лишь существованием, а сущность свою он, в силу присущей ему свободы выбора, в течение всей своей жизни вырабатывает (или – не вырабатывает) самостоятельно и независимо от каких-либо импера-{24}

тивов. И в предоставлении человеку возможности развиваться так, как он сам пожелает, и заключается, по мнению Ж.-П.Сартра, суть гуманизма.

В своей статье «Письмо о гуманизме» М.Хайдеггер раскрывает и обосновывает точку зрения, резко оппозиционную философским воззрениям Ж.П.Сартра. Известно, что со временем М.Хайдеггер даже стал возражать против того, чтобы его называли экзистенциалистом. И причина такого протеста весьма принципиальна: М.Хайдеггер был уверен в том, что          «эк-зистенция» (именно так, с дефисом, он, в отличие от экзистенциалистов, писал это слово) это не просто возможность приобретения сущности, а это и есть сама сущность человека. «Человек есть в той мере, в какой эк-зистирует». Человек никогда не должен забывать, что он не софистическая мера всех вещей, а всего лишь «просвет бытия», «тут-бытие». «Человек не господин сущего. Человек пастух бытия». Человек должен быть постоянно озабочен познаванием истины бытия и сбереганием бытия. Он не может себя отрывать от Бытия как такового или противопоставлять себя ему. М.Хайдеггер не оперирует выражением «свобода есть познанная необходимость», но фактически проповедует именно такое понимание свободы, тогда как у Ж.-П.Сартра, вне зависимости от того, хотел он этого или нет, свобода выглядит как произвол. Поэтому, считает М.Хайдеггер, сартровское понимание свободы может привести и, как мы знаем, действительно приводит, к победе субъективизма, антропоморфизма, а это создает современные глобальные проблемы, влекущие человечество к гибели. Современный человек по многим показателям отчужден от самого себя, и поэтому подлинный гуманизм заключается в том, чтобы помочь человеку вернуть себе самого себя.

Кстати, М.Хайдеггер считает, что нам всем не мешает лишний раз задуматься о самой категории «ценность», которой мы оперируем с удивительной легкостью. М.Хайдеггер пишет: «…Пора понять, наконец, что именно характеристика чего-то как “ценности” лишает так оцененное его достоинства. Это значит: из-за оценки чего-либо как ценности оцениваемое начинает существовать только как предмет чело¬веческой оценки. <…> Всякое оценивание, даже когда оценка позитивна, есть субъективация. Она оставляет сущему не быть, а — на правах объекта оценки — всего лишь считаться. В своих странных усилиях доказать во что бы то ни стало объективность ценностей люди не ведают, что творят. Когда “бога” в конце концов объявляют {25}

“высшей ценностью”, то это принижение божественного существа. Мышление в ценностях здесь и во всем остальном — высшее святотатство, какое только возможно по отношению к бытию».

Как же нам избавиться от такого «святотатства»? Только путем преодоления сугубо социального, а тем более – субъективистского, понимания человеческих ценностей. Согласно выдающемуся философу современности Г.С.Батищеву, мир ценностей укоренен в беспредельной и неисчерпаемой объективной диалектике: «…надо взять не только всю иерархию субъектных целей, а и всю многомерность стоящих за этими целями и над ними и ориентирующих всякое целеполагание ценностей (можно было бы сказать: аксиологических содержаний, если только лишить этот термин всякого созвучия и всякой связи с субъективистским аксиологизмом)» (Диалектика и этика. – Алма-Ата, 1983. – С.105).

Итак, от субъективистского аксиологизма – к непреходящим ценностям Бытия, ориентирующим любое наше целеполагание! Для того, чтобы мудро, то есть гармонично, жить в неисчерпаемом, развивающемся, противоречивом мире, нужно обязательно соответствовать этому миру, знать его основные законы и подчиняться им. Совпадающая с логикой Бытия ценность, как сущностная характеристика смысла жизни и отдельной личности, и человечества в целом, определяет собою и исходную и главную их жизненную позицию.

Для человека верующего сказанное выливается в высший категорический императив: исполнение Воли Отца Небесного. В философской терминологии это означает поиски и совершенствование такого метода мышления и поведения, который соответствовал бы закону Бытия (Логосу). В правовой же системе главной ценностью несомненно должно быть право человека в мире отчуждений и соблазнов оставаться человеком, не терять своей сущности и развиваться в истинном направлении постоянного духовного обогащения. Право и государство максимой своей воли и деятельности обязаны иметь не абстрактный, а конкретный гуманизм.

В связи со сказанным, хочется подчеркнуть, что в наше сложное время очень важным, объединяющим всех людей, направлением развития человеческого мышления и действия должно стать неуклонное возрастание единства Веры и Знания. Одним из важнейших проявлений такого единства является творчество выдающегося ученого, философа и теолога – Пьера Тейяра де Шардена {26}.

С появлением термина «аксиосфера» в философской литературе с катастрофической скоростью стало множиться количество аксиосфер: аксиосфера культуры, аксиосфера личности, аксиосфера современного учителя, аксиосфера краеведения, аксиосфера гендерного статуса и т.д. и т.п. Но неужели главная задача исследования проблем ценности человеческого бытия заключается в изучении многообразных видов их проявления, а не их системного единства?

Хотелось бы обратить внимание на весьма знаменательное совпадение. Термин «аксиосфера» был создан по формальной аналогии с терминами «биосфера», «ноосфера», «семиосфера». Но, как нам представляется, один из этих терминов, а именно – ноосфера, в самом буквальном, содержательном смысле является главной целью и главной ценностью развития человека. И, если это так, то аксиология права – это тот аспект аксиологии, который связан с решением проблемы обеспечения, с помощью государства и права, условий для того, чтобы человек мог свободно творить сферу разума как внутри себя, в своей душе, так и в окружающей его действительности..

Мы убеждены в том, что в философии необходимо возродить принцип телеологичности и для этого, прежде всего, использовать идею П.Тейяра де Шардена о ноосфере как цели направленного развития (ортогенеза) сознания. Тейяр уникален тем, что свои обобщения построил на единстве научных знаний и глубоких религиозно-философских интуиций. А отсюда следует, что задачей современной философии является глубокое исследование и широкое использование учения Тейяра де Шардена.

Итак, мы исходим из того, что верховной ценностью является деятельность, направленная на строительство ноосферы, а также сама ноосфера, как система качественно новой жизни человечества. Перечислим те первостепенные права, которые, как нам кажется, вытекают из уяснения человеком своего места в эволюционном процессе ортогенеза сознания. Итак, это:

Право на строительство разумного общества, сферы Разума. Право умных, порядочных и смелых людей руководить обществом. Право человека на прозрачность и честность выборов своих представителей. Право на обеспеченность подлинной и глубинной кадровой революции – надежной компьютерной, информационной техникой. Далее:

Право на жизнь как право на решение обществом глобальных проблем и как право на доброкачественность информации. Ведь всё живое живет в поле информационных потоков. Истинная информа-{27}

ция – это жизнь, лживая информация – это деградация и смерть. Необходимо всю систему права нацелить на разоблачение и наказание распространителей злонамеренных слухов, полуправды и откровенной лжи. Это - уголовные преступники.

Все перечисленные выше права человека являются важнейшими условиями справедливости, которую Н.Н.Алексеев ставит в центр внимания правовой аксиологии. И это правильно: ведь даже этимологически это так, ибо слово «справедливость» имеет родство с «праведностью», и «правом». Однако, если мы возьмем данный тезис в отрыве от реалий действительности, он неизбежно превратится в нечто весьма абстрактное. Добавим к сказанному, что конкретизация понятия справедливости как ценности требует от нас возвращения к Платону с его пониманием справедливости: обществом должны управлять мудрецы, профессионалы в области управления человеком и обществом. Да разве дело в одном лишь Платоне?

Ни одна из великих мыслей философии не исчезает бесследно и окончательно. Древних философов не бывает, просто философы всегда видят (обязаны видеть) дальше других людей, они видят то, что существует за горизонтом, и поэтому часто остаются непонятыми их современниками. На современную нам жизнь нужно как бы посмотреть глазами всех мудрецов всей истории философии. Нужно благожелательно переосмыслить не только идею идеального государства Платона, но и идею Канта о вечном мире. Нужно вдуматься в категорический императив Канта и, лишив его формальности и насытив содержательностью, сделать действенным методом человеческой жизни.

Если внимательно читать размышления Платона, Й.Фихте, Г.Гегеля, И.А.Ильина о государстве в его идеально возможном воплощении, то можно отчетливо увидеть, что идея ноосферы как сферы господства Разума над бездумной чувственностью и хаосом в мыслях и деяниях человека появилась задолго до того, как она оформилась в ХХ веке в трудах Э.Леруа, П.Тейяра де Шардена, В.И.Вернадского, Н.Н.Моисеева и др.

Следовательно, идея ноосферы, начиная с ее создателя Анаксагора, даже утрачивая свое терминологическое оформление, всегда, тем не менее, сохраняла свое великое содержание и рожденный им призыв к человеку: неуклонное развитие разума для создания разумного способа существования и развития человека. В этом и состоит верховная ценность человеческой жизни, совпадающая с Логосом Бытия{28}.

 

А.А.Ивакин. Право человека на ноосферу как основополагающая идея аксиосферы права //Актуальні проблеми філософії права: правова аксіологія : матер. Міжнар. «круглого столу» (м. Одеса 9 грудня 2011 р.). – Одеса: Фенікс, 2012. – С.24-28. Издание посвящается 165-летию юридического образования в Одессе и 15-летию Национального университета «Одесская юридическая акадения»