Сретение в Оптине. Божественные знаки и женский монастырь Шамордино.
На модерации
Отложенный
Начало I и II.
Обычно в Оптине будили в 5 утра банальным зажиганием света в келье. Но в первый день поста будильник (это такой послушник) прокричал, что, дескать, пора вставать, а света не будет. Мои соседи радостно загудели: "Вот это да — поздравили с началом поста!". В ските, гостинице и монастыре не было ни огонька, кроме отсвета свечей в окнах Казанского храма. А на горизонте буднично горел электрическими огонями Козельск. Свет в монастыре появился примерно через пару часов, так что полунощницу и утреню провели при свечах. Никаких светильников не потребовалось гасить для Шестопсалмия. Я думаю, это был отличный подарок братии — от вышних, разумеется...
Мы не должны стараться заметить, что Бог с нами делает. Но в Оптине Его знаки настолько заметны и часты, что не замечать не получится. К примеру, проходишь с утра послушание на колке дров. Тебе вручают современный колун с оранжевым пластиковым топорищем длиной примерно 80 см. И говорят, что это рукоять много больше чем деревянная "не любит", если ею попадать по бревну вместо лезвия. Ты рубишь первый час и мысленно замечаешь, что, дескать, какой я молодец — ни разу не попал рукоятью. И следующий удар получается именно ею. Урок понятен, но его приходится повторять несколько раз на дню — сначала с колуном, а после обеда — при забрасывании дров за поленницу до потолка хранилища. Всякий раз, как только возникали хвастливые мысли, что-то получалось не так. Бог отвечал на них с отличной реакцией. Похвалы в Оптине полагаются только Ему. А не в мою смену был дан Божественный урок для целой бригады.
Складывать поленницу из сильно разноразмерных дров — это в большей мере умственная работа. И вот нашелся человек, который с точки зрения бригадира преуспел в этом лучше других. И более одного раза на дню хвалил его за прочность поленницы. Тот отнекивался, но Бог всё же решил показать, что все заслуги в мире принадлежат исключительно ему: самая удачно сложенная поленница февраля сразу после очередной похвалы рухнула.
Для того, чтобы истинно каяться и меняться, необходимо учиться глядеть на себя со стороны. Но как не удается нам услышать истинное звучание собственного голоса, так не получается в полной мере осознать себя вне своей самовлюбленности, пристрастности. Почитайте, к примеру, комментарии в ЖЖ, приходящие от девушек. В них иногда доходит почти до солипсизма: коммент на любую тему просто не складывается в слова без зачина "а у меня..", "а вот я...". Поэтому Бог обеспечивает обратную связь с помощью испытаний и знаков. Например, ты спрашиваешь себя " А надо ли мне покаяться в сребролюбии?". Выходишь за скитские ворота и сразу можешь получить ответ, потому что там уже стоит женщина и собирает милостыню (что для Оптины — редчайшая картина, которую можно увидеть только по субботам, когда вместе с паломниками приезжает и десант цыган-попрошаек). А если ты делаешь милосердное дело не реактивно, а инициативно, то после входишь в каптерку, подскальзываешься на линолиуме валенками без калош и садишься на задницу, опершись рукой позади себя. При этом попадаешь меховой руковицей аккурат в ведро с водой, что стоит за спиной. Так профилактически, чтоб не возгордиться, тебя сажают в лужу, причем по случаю холодного времени года, в щадящем варианте, так что сушить приходится только руковицу. Вот это уже знаки.
Но щадящие знаки посылаются мне. Другим не всегда так везет. Во дворе паломнической гостиницы мы встретили иеромонаха, который рассказывал, как Бог отучил его от фарисейства. Он как-то по молодости лет отказался работать на своей основной работе в субботу, потому что есть заповедь, дескать. Пришел домой и захотелось ему заточить топор. Только он поднес лезвие к электроточилу, как искра-камешек угодила ему прямо в глаз. Потребовалась операция даже.
А вот в "Духовном наследии" Варсонофия Оптинского описаны такие знаки, что вообще... К примеру, рассказывал ему игумен Феодосий, что однажды Господь спас его от неминуемой смерти. Он был на охоте с товарищем и, идя впереди него, роптал на Промысл Божий, который не попускает ему поступить в монастырь. В эту минуту внезапно раздается сзади него выстрел. Оказывается, ружье товарища по его неосторожности выстрелило, и весь заряд попал в спину Феодосия. Ружье пробивало дюймовую доску насквозь. Несмотря на это, все дробинки, попавшие в спину, сами собой выпали, не оставив даже после себя ран. Выпало до пятидесяти дробин. Выстрел произошел в десяти саженях, не больше, и должен был насквозь пронзить игумена. Это было великое чудо Промышления Божия о человеке как бы в ответ на ропот отца Феодосия.
Или также из XIX века чудесный случай. Рассказал его бывший игумен Мещовского монастыря о. Марк. Когда скончался в Оптиной игумен Антоний, брат отца архимандрита Моисея, то по благословению архиерея и по желанию братии решено было положить его останки в одном склепе с отцом Моисеем. Разломали склеп, что за правым клиросом Казанского собора. Один из братии, о. Стефан, дерзновенно открыл крышку гроба о. Моисея, и тогда все прочие со страхом и изумлением убедились, что тление нисколько не коснулось умершего, хотя уже прошло четыре года после его кончины. Отец Стефан хотел тогда оторвать лоскут от мантии почившего, но в это мгновение почувствовал сильную боль в руке. Рука как бы онемела, и он оставил свое намерение. Болела рука недели две. Просил молитв отца Моисея и выздоровел. Хотя в Оптине в конце концов не прижился.
Самое интересное, впрочем, не это, а получение даров Божьих.
Бог складывает несколько обстоятельств, чтобы можно было получить его дар. Но последнее действие, а также предварительная и благодарственная молитва зависят от тебя. Так было, к примеру, с нашей поездкой в Шамордино. По шоссе от Оптины это всего 12 км, но общественного транспорта туда нет. Перед моим последним воскресеньем в скиту ко мне в келью будто специально подселили мужика, имеющего автомобиль, дальше было еще несколько сцеплений обстоятельств для выработки плана поездки, получения благословения на нее и т.д. Но всё это происходило на фоне сладостного чувства, что подарки здесь выдает известно Кто...
Главный храм Шамординской обители в честь Казанской иконы Божьей Матери * построен по благословению преп. Амвросия (сфотографирован телефоном, извините). Это единственный в мире православный собор с 15 куполами. Выполнен в «русском стиле». Причем — на деньги того же самого купца, которому принадлежал сохранившийся доныне магазин чая в китайском стиле в Москве на Мясницкой. Те, кто был в нем, поймут, почему и главный Шамординский храм вышел таким внешне прихотливым. При восстановлении после советского разрушения, когда на храме установили крест, то над ним встал в небе столп света. Большая часть внутреннего убранства в настоящее время, как и прежде, выполнена в мастерских обители. Для благолепного украшения храма сестры пишут иконы для иконостаса — только лицо и кисти рук, а потом вышивают бисером и златом все остальное поле иконы.
В этом монастыре множество водных источников, мы посетили только самый популярный...
В Шамордино также есть хибарка Амросия Оптинского, правда теперь укрытая внутри кирпичного здания. И был ему дан знак от Бога там умереть. За год до смерти он трижды пытался уехать в Оптину, и трижды обстоятельства вставали на пути. Тогда он понял: Бог считает, что сестры лучше о нем позаботятся, и в Оптину вернулся уже ногами вперед. Я думал, что Шамордино — мне последний подарок, так как следующий день был днем отъезда. Но, оказалось, что нет. Случилась история более похожая на русскую народную сказку, чем на христианскую притчу. Как-то еще в первую неделю моей жизни в скиту я вышел на работу и встретил бабушку, которая попросила меня донести до подсобного хозяйства сумку варенья, которое ей передали из скита. Мне это оказалось по дороге к месту работы. И вот в последний час перед отъездом я ношусь по привычным местам, где просфору купить, где просто поклониться. Захожу на минуточку и в часовню на месте погребения убиенных оптинских монахов. А при входе сидит та самая старушка, которая вместо "здравствуй" говорит мне: "Как здоровье у тебя?". И тащит меня к их мощам (лежащим под спудом), на которых стоят лампады. Откуда-то у нее оказывается кисточка, которой она меня мажет маслом из всех трех лампад. А это традиция оптинская, очень старинная — еще оптинские старцы XIX века исцеляли маслом лампады одной Богородичной иконы (да и по сноске смотрите подобную историю). Ну, а я даже растрогался от такого поворота. Ведь тут, как в сказке: помоги кому-нибудь лукошко через дремучий лес донести, а этот кто-нибудь тебе тоже потом пригодится...
Чтобы не загромождать этот рассказ, распорядок нашей жизни я вынес в отдельную запись другого блога. Но это только формальный каркас нашей жизни. А было в ней немало интересных деталей. К примеру, при входе в скит или любую келью вместо "Разрешите войти" требовалось изрекать "Господи, помилуй". Зачем так, никто не объяснял. Ходили слухи, что однажды некие субъекты требовали себя впустить в келью. На просьбу сначала помолиться куда-то запропали. А когда утром монах вышел, то на снегу следов не было. Но где и с кем это точно было, не понятно.
А вот Варсонофий Оптинский описывает, что в годы расцвета скита, бесы время от времени шастали там в чувственном виде, причем дважды им удалось подделать внешность местных братьев. В нынешние времена о подобном сведений нет. В последние двадцать лет Оптину пасут сатанисты, покупают в окрестностях Козельска какие-то дачи: на их счету шесть убийств в монастыре и окрестностях. Но условный входной возглас "Господи, помилуй" остается. Надеюсь, что это поминание получается не всуе. Ведь это главная цель приезда в Оптину, как ни крути. Когда приезжаешь в пустынь, то обнаруживаешь, что у тебя нет никаких зависимостей: не хочется выйти в Интернет, посмотреть бокс, раскрыть газету, посмотреть фильм. Правда, и осуществить из подобных желаний возможно не все. Как-то я захотел сделать газетные стельки и убедился, что в Оптине нет газет, никаких, ни у монахов, ни у мирян...
А главный урок Оптины: как раз практическое применение принципа "молись и трудись". Постоянно нужны всего четыре молитвы: перед началом нового дела, по окончании работы, перед трапезой, после трапезы. В результате Господь дает в два раза больше сил, чем без призывания Его помощи, хватает шестичасового сна, нет утомления, по сравнению с теми, кто без дарованья делает, а на срок давности консервов никто не обращает внимания. Особые молитвы: перед вкушением святой воды и перед купанием в святом источнике. Превентивные молитвы: против зависти и против гордости, когда замечаешь, что в душе поднимается что-то такое. И уже с таким арсеналом можно жить - не тужить.
Комментарии
Комментарий удален модератором