Сегодня идет разговор о седьмом расширении НАТО, при котором в состав Североатлантического альянса смогут войти такие государства как Македония, Грузия, Черногория, Босния и Герцеговина. При этом шансы у бывших Югославских Республик на попадание в заветную для них когорту максимальны. Грузия тоже могла войти в Альянс достаточно легко, если бы не проваленная Михаилом Саакашвили в 2008-м операция, которая очевидно, была спонсирована и подготовлена при активной поддержке натовского командования.
Расширение НАТО уже давно вплотную затронуло интересы Российской Федерации. Сегодня на Западе Россия граничит сразу с несколькими государствами, входящими в военный блок: Польша, Латвия, Эстония, Норвегия, Литва. Калининградская область с 2004 года превратилась в анклав, который со всех сторон окружен территорией стран – членов НАТО. Другими словами, при всех словах о том, что работа Североатлантического альянса направлена исключительно на урегулирование вопросов безопасности в Европе и мире, эта самая безопасность НАТО начинается там, где заканчивается безопасность России.
Правда, стоит отметить, что к НАТО на Западе Россия стала привыкать давно, а вот к НАТО еще и на южных рубежах привыкнуть никто не успел, да и привыкать к этому как-то не сподручно. Говоря об очередном шаге по расширению НАТО на восток, мы рисуем для себя картину гипотетического попадания в Альянс Грузии, однако существуют и другие страны, которые в последнее время проявляют недюжинный интерес к военному блоку. И среди таких государств, странным образом, оказалась Армения. Казалось бы, что Армения просто по определению не может стать членом НАТО, так как она входит в состав ОДКБ, но в современном мире, оказывается, одно другому может и не помешать. Слова о возможном вступлении Армении в НАТО стали появляться на свет еще тогда, когда Армения решила «помочь» Альянсу в Афганистане, направив в эту страну около полусотни своих военнослужащих на первом этапе, а во время боевого дежурства армянский военный контингент вырос до 260 человек. Армянские миротворцы хотя и не участвуют в так называемых зачистках, а осуществляют охрану аэропорта в Кундузе, но сам факт тесного сотрудничества с войсками НАТО в Афганистане уже выглядит несколько сомнительно. Мало того, армянские власти решили не останавливаться на достигнутом, и в начале марта президент Республики Армения господин Саргсян, посетил Брюссель, где позволил себе несколько сумбурную фразу о том, что хотя Армения и является членом Организации договора о коллективной безопасности, но в то же время видит себя важным партнером для НАТО. И ведь, правда, ну, кто же еще кроме армянских военнослужащих может помочь американскому и германскому военным контингентам наводить порядок в Афганистане… В самом-то Альянсе членов совершенно для этого недостаточно…
Генсек Альянса Расмуссен при этом очень тепло отозвался о том, что Армения идет навстречу НАТО и выразил надежду, что партнерство между сторонами будет только укрепляться. Объявлено о совместных учениях Армении и Соединенных Штатов, которые направлены на отработку противодействию терроризму в Афганистане – ну, а на что же еще могут быть направлены интегрированные военные учения этих государств…
И вот тут появляется вопрос, ответ на который пока покрыт туманной пеленой.
Получается, что НАТО все же идет к намеченным задачам своими путями, продуктивных мер противодействия чему пока не придумано. В этой связи целесообразно привести слова российского заместителя министра обороны господина Антонова. На московском брифинге его спросили о том, а могла бы Россия сама стать членом Североатлантического альянса? Возможно, что такой вопрос, который уже проявлял себя в течение разных периодов времени, снова заставил отвечать на себя именно в связи с последними событиями в стане ОДКБ: объявлением Армении своего статуса – надежного партнера НАТО, и запланированным решением России разрешить создание перевалочного пункта Альянса на своей территории. Так вот, Анатолий Антонов заявил, что Россия вполне могла бы стать членом НАТО. Однако для вступления в западный военный блок Российской Федерации этому самому блоку придется организовать самороспуск и строить себя уже на других принципах. Мнение, которое заслуживает внимания.
Но стоит ли тешить себя иллюзиями на тему того, что в Брюсселе вдруг прислушаются к мнению российского военного чиновника. Ведь сегодня для Альянса и так все идет достаточно спокойно и планомерно: американские военные корабли с элементами ПРО (в частности, крейсер «Монтеррей») уже спокойно входят в Черное море и бросают якоря в Севастополе и Одессе. А само Черное море уже открыто называется американскими акваторией своих интересов. Скоро норвежские фьорды станут прикрытием для других натовских кораблей с системами противоракетной обороны на борту. Элементы ПРО наземного базирования развертываются в Польше и Румынии. Барак Обама собирается приоткрыть некие секреты евроПРО для России, чтобы нас с вами успокоить, и в то же самое время глава управления ПРО Пентагона генерал О’Рейли в интервью заявляет, что никаких приказов по «раскрытию тайны евроПРО для русских» не получал. Приглашения в Альянс ждет Сербия; Грузию и Молдову с их территориальными закавыками тоже кормят обещаниями о возможном вступлении в НАТО. Получается, что интересы Альянса методично воплощаются в жизнь.
При такой активной военной геополитике Россия уже вряд сможет активно противостоять расширению военного блока на восток. Факт этот, безусловно, для нас с вами прискорбный, но от него открещиваться бессмысленно. Однако есть объективный инструмент, который все же сможет прекратить поглощение все новых и новых территорий Североатлантическим альянсом. И этот инструмент – внутренние противоречия. Чем больше новых государств окажется в составе НАТО, тем больше таких противоречий будет возникать. Наличие в Альянсе Греции и Турции, возможное вступление Македонии, которому препятствует та же Греция, очевидный конфликт интересов между Албанией, которая уже вошла в НАТО и Сербией, руководство которой всеми силами стремится ввести свою страну в Альянс – все это с каждым днем до боли напоминает знаменитого колосса на глиняных ногах. Если в Брюсселе главной своей задачей ставят именно расширение, а не внутренний баланс интересов, то рано или поздно Североатлантический альянс переварит себя изнутри. Это неизбежный закон, по которому эволюционирует любая империя: сначала расширение, затем внутренний кризис, в результате которого в лучшем случае остается ядро, скажем так, первоначальной конденсации, а в худшем – лишь мелкие обломки. Хочется верить, что расширяться НАТО осталось недолго…
Комментарии
может стоит попробовать????? :))))))))))))
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором