Игры теней: WikiLeaks разоблачает «теневое ЦРУ»

На модерации Отложенный
Игры теней: WikiLeaks разоблачает «теневое ЦРУ»


27 февраля 2012 года на скандально известном сайте WikiLeaks была начата публикация данных, предназначенных для узкого круг людей. На этот раз в руки Джулиана Ассанджа попала тайная электронная переписка американской частной разведывательной корпорации Stratfor, которую в определенных кругах больше знают, как «теневое» или «частное» ЦРУ.

В сеть попало огромное количество конфиденциальной информации, в частности данные относительно 75 тысяч кредитных карточек со всеми реквизитами (имена, адреса, коды), примерно 860 тысяч адресов и имен людей, которые были и являются клиентами ЦРУ, а также более 200 гигабайт засекреченной переписки.

На сегодняшний день существует версия, что взлом сервера корпорации осуществили хакеры-анархисты, у которых есть своя организация. Некоторые специалисты склоняются к мысли, что к этому причастны отдельные анархисты, которых объединяют антиглобалистские цели. Напомним, в июне 2011 года деятельность хакеров привела к взлому сервера департамента общественной безопасности Аризоны, а через несколько дней пали сайты бразильского правительства и компании Petrobras.

Достаточно долго было неизвестно, на чьей стороне работает «теневое ЦРУ», на каких условиях и в чьих интересах. До 2011 года название корпорации очень редко упоминалось в средствах массовой информации, однако в самих журналистских материалах довольно часто появлялось в качестве ссылки на геополитические темы.

Корпорация Stratfor была основана в 1996 году, и в самом начале доступ ко всей информации, которая размещалась на сайте компании, был абсолютно бесплатным. Руководство компании решило, что может брать деньги за предоставленные услуги только в 1999 году, после приобретения статуса серьезной разведывательно-аналитической организации. А статус этот был следствием запуска программы Kosovo Crisis Center, в которой с опережением новостных изданий публиковались материалы относительно реальной ситуации в Косово. В этом же году деятельность корпорации получила высокую оценку в журнале Time.

Кроме размещения материалов, находящихся в свободном доступе, компания, понятное дело, принимала заказы и на проведение эксклюзивной аналитики. В статье, размещенной в том же журнале Time в 1999 году, к клиентам компании причисляли машиностроительную компанию McDermott International, работающую в Южной и Северной Америке и на Ближнем Востоке. Среди клиентов назывались и компании из числа 500 наиболее крупных по уровню доходов (правда, названий компаний названо не было). Информации относительно стоимости услуг Stratfor также предоставлено не было. В 2001 году газета Barron's, которая и дала корпорации название «теневое ЦРУ», опубликовала материал, в котором фигурировала сумма в 40 тысяч долларов. Именно такую сумму, по мнению журналистов, клиенты платили компании за предоставление ежегодной эксклюзивной аналитики. Но особых успехов сотрудники агентства добились в ходе мероприятий по поиску Усамы бен Ладена. Именно им удалось найти пакистанского врача, который и выдал местоположение лидера «Аль-Каиды». Поговаривают, что за это Джордж Фридман, создатель корпорации, получил 25 миллионов долларов, то есть ровно половину вознаграждения, которое пообещало американское правительство за голову боевика. Более того, у корпорации имеется образец ДНК, отпечатки и фотографии погибшего террориста, хотя официально сообщалось о том, что тело его было захоронено в водах Персидского залива.

Джордж Фридман, причиной своего успеха считает в подходе к освещению мировой ситуации, который в значительной степени отличается от подхода СМИ. По его словам, основное отличие заключается в том, что специалисты его организации не только отвечают на вопросы «Что? Когда? Кто? Как? и Где?», но также прогнозируют будущую ситуацию и рассказывают, почему будет так, а не иначе. Так, например, по словам Фридмана, его аналитики при помощи этого подхода сумели предсказать войну в Грузии в 2008 году.

Фридман убежден также, что в корне отличается и работа с источниками. В то время как аналитики агентства отрабатывают огромный массив материалов из открытых источников и в то же время используют собственных информаторов для получения информации, журналисты зачастую просто идут на поводу своих источников и просто пересказывают полученную информацию.
Кроме того, Stratfor с большим недоверием относится даже к словам высокопоставленных чиновников.

Фридман подчеркивает, что его команда является более независимой, чем журналисты, хотя WikiLeaks ставит под большое сомнение такую независимость.
Информацию, касающуюся корпорации, передали Ассанджу хакеры из Anonymous, которые и взломали сайт агентства в декабре прошлого года.

Согласно заявлению WikiLeaks, оказавшаяся у них переписка разведкомпании проливает свет на ее информаторов (представители американских органов власти, спецслужб и журналисты), схемы отмывания капиталов, структуру финансовых потоков, а также на психологическое воздействие, которое используют сотрудники корпорации.

По словам Ассанджа, обнародование засекреченных данных Stratfor можно сравнить с компанией Enron Corporation, которая обанкротилась в 2001 году, после того, как выяснилась информация, что финансовые отчеты были сфальсифицированы для введения в заблуждение инвесторов. Однако судить о том, насколько правомерно такое сравнение, можно будет после того, как будет опубликована вся переписка, а это более 5 миллионов писем за 2004-2011 годы.

На сегодняшний день у главы WikiLeaks особое беспокойство вызывает тот факт, что агентство собирало информацию о гражданских организациях по заданию крупных корпораций. В частности, он упоминает о сотрудничестве Stratfor с американской химической компанией Dow Chemical Company. В 2001 году эта компания купила индийский Union Carbid, завод, на котором в 1984 году произошла техногенная катастрофа. Кроме того, сотрудники Фридмана собирали информацию на активистов, которые хотели заставить руководство компании выплатить ущерб от этой катастрофы, когда погибло 18 тысяч человек. Среди клиентов корпорации называются также Raytheon – поставщик Министерства обороны Америки, Lockheed Martin – самое крупное предприятие военно-промышленного комплекса в мире, которое имеет большинство заказов Пентагона, Northrop Grumman – американская военно-промышленная компания, а также Корпус морской пехоты, министерство национальной безопасности, военно-воздушные силы, полиция Майями, а также крупные банки.

Интересным является и тот факт, что после публикации части информации агентства выяснилось, что одной из клиенток Stratfor была сотрудница Службы внешней разведки России Елена Вавилова, которая работала в Америке, и которая была одной из фигуранток дела «русских шпионов».

В 2010 году, по словам Фридмана, сильный интерес к его компании проявлял еще один «русский шпион» - Дональд Хитфилд, он же Андрей Безруков. Он якобы обратился в агентство с просьбой протестировать программное обеспечение, разработанное его компанией, но получил отказ. По утверждению Фридмана, таким образом Хитфилд пытался влезть в их базу данных.

Что же касается недавно опубликованных в WikiLeaks материалов, то российское правительство очень заинтересовало упоминание генерального прокурора России Юрия Чайки, которых по документам проходил как RU101 и считался информатором высочайшего класса (это означало высокую степень доверия). Так, в частности, Чайка рассказывал о борьбе между кланами и о том какими методами эта борьба ведется. Кроме того, он рассказал и о том, каким образом эти кланы сохраняют баланс сил, при этом не прекращая борьбу за ресурсы и власть.

Понятно, что сразу же после появления подобной информации представители Генеральной Прокуратуры выступили с опровержением, называя неудобную информацию провокацией западных спецслужб, которые по определенным причинам заинтересованы в отставке прокурора.

Кроме того, в документах Stratfor появилась информация относительно еще одного российского агента – некоего военного под кодовым именем RU153, который сообщил, что в Росси есть уже пять бригад, имеющих на вооружении ракетные комплексы «Искандер». Он также предоставил факты, что эти комплексы использовались в ходе осетино-грузинского конфликта в 2008 году.

Таким образом, оценить важность слива информации для мировой общественности пока невозможно. А тем временем корпорация Stratfor восстанавливает систему после взлома и пытается убедить своих клиентов в том, что подобного больше не произойдет.
Автор Валерий Бовал