Китай "сдает" Сирию?
Китай «сдает» Сирию?
Анализ последних событий позволяет сделать неутешительный вывод: похоже, Пекин изучает возможность смягчения своей позиции по сирийскому и, возможно, даже по иранскому вопросу. Это «смягчение» может выражаться в том, что Китай, в случае подготовки новой, «более сдержанной» резолюции по Сирии, не станет использовать право вето в Совете безопасности ООН, а просто воздержится. В обмен на это Пекин может получить гарантии поставок энергоресурсов, а также дальнейшее увеличение своего участия в МВФ и других международных финансовых институтах.
Судя по всему, представители США пытаются в неофициальном порядке добиться согласия Китая на ужесточение политики Запада против Сирии и Ирана. В качестве ответного шага Пекину предлагаются гарантии заключения новых, причем более выгодных и масштабных, контрактов на поставки ближневосточной нефти. Подтверждением серьезности предложения стало подписание контракта на продажу Ливией Китаю нефти в больших объемах, чем это было при режиме Каддафи – это ужу свершившийся факт, а просто так такие сделки не заключаются.
Кроме того, Пекин получил возможность продолжить сотрудничество с Израилем в деле развития инфраструктуры по водоснабжению западных и северо-западных районов КНР, постоянно испытывающих проблемы в этой сфере. В рамках данного взаимодействия Китай получает возможность привлечения как современных технологий, которыми обладает Израиль, так и финансовых средств, поскольку для реализации этой программы Тель-Авив предоставляет льготное кредитование. Ранее Пекин уже получил от Израиля порядка 1,3 миллиарда долларов, а совсем недавно было подписано новое соглашение, предусматривающее выделение еще 300 миллионов долларов США. Собственно, для Китая в этом вопросе важны не деньги, поскольку КНР располагает достаточными собственными ресурсами, а технологии и еще в большей степени налаживание сотрудничества с банковскими структурами Израиля.
В обмен на это от Пекина ждут, что он смягчит позицию по ближневосточным вопросам и, что более важно, окажет давление на Пакистан, удержав его от необдуманных действий в духе военной помощи Ирану и угрозы нанесения ядерного удара по Израилю.
Предполагается, что умиротворение Исламабада должно быть выгодно Пекину, поскольку это выводит из-под возможного удара порт Гвадар, в который Китаем вложены громадные деньги.
Но, судя по всему, в китайском руководстве, где как раз грядет смена лидеров, пока так и не пришли к какому-либо решению. Пекину необходимо тщательно оценить все возможные варианты развития ситуации, чтобы выбрать тот, который позволит «сохранить лицо» на мировой арене и при этом извлечь максимум выгод. Китайские власти опасаются, что ситуация с Ираном и Сирией может быть решена без всякой санкции ООН – путем удара со стороны Израиля при негласной поддержке Лиги арабских государств. В этом случае КНР встанет перед выбором – оказать военную поддержку (пусть и руками Пакистана) и ввязаться в войну или остаться в результате в ситуации проигравшего и попасть в зависимость от Вашингтона и его союзников в плане получения ближневосточных энергоресурсов.
Другим вариантом является ужесточение политики Пекина по сирийскому и иранскому вопросу, что может предполагать заявления о готовности в срочном порядке рассмотреть вопрос о принятии Ирана в ШОС и заключении с этой страной договора о военно-политическом союзничестве – как от себя, так и от Пакистана. Но этот вариант, по сути, является крайностью, поскольку поставит мир перед угрозой начала Третьей мировой войны с участием сверхдержав, и в Пекине пока не решили, что делать, если даже в этом случае начнутся военные действия, особенно если они будут проходить под видом «внутренней революции», без видимого участия внешних сил.
Вот так судьбы «малых стран» решаются в ходе «подковерных интриг» великих держав. Дело за нами – какую роль в конечном итоге отводит себе Россия – быть «тварью дрожащей» или «право иметь». Думаю, нам «не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас»!
Комментарии
Похоже мир идет к тому, о чем говорил Джордж Оруэлл: "Если вам нужен образ будущего, вообразите сапог, топчущий лицо человека - вечно ... И помните, что это — навечно..."