«Российское правосудие превратили в инквизицию».

Заявление в защиту участниц Pussy Riot и против клерикализации государства и юстиции

Таганский районный суд г. Москвы принял решение о содержании под стражей на 50 дней для 22-летней Надежды Толоконниковой и 23-летней Марии Алехиной. У обеих – маленькие дети. Суд отверг ходатайства об освобождении под залог. В знак протеста арестованные объявили голодовку. Всё обвинение – подозрение в участии в перформансе музыкальной группы Pussy Riot 21 февраля, на Масленицу, в Храме Христа Спасителя.

Это выступление было стилизовано под православную молитву. По этому поводу в общественных и церковных кругах идёт дискуссия: одни сочли произошедшее кощунством, другие – что происходящее укладывается в народную традицию отмечать Масленицу карнавальными акциями, третьи – что для современного мира рок-аранжировка молитвенных песнопений достаточно привычна. В любом случае, в Российской Федерации нет никакого законодательного запрета на чтение в православной церкви вслух молитв неканонического содержания. Никакого оскорбления в адрес находящихся в храме верующих не было, не было и нападок на православную церковь и христианскую религию.

Пленум Верховного суда РФ 4 июля 2011 года отделил критику религиозных организаций от проявлений экстремизма. Таким образом, ни о каком уголовном обвинении, если точно следовать букве и духу российского закона, не может быть и речи. По сути, арестованным молодым женщинам инкриминируется богохульство, тем самым возвращая нашу юстицию на 95 лет назад. О том, что это так, говорят и публичные заявления официальных представителей Московской Патриархии, например, Всеволода Чаплина, связавшего прощение арестованных с их церковным покаянием, хотя сама церковь в данном случае вообще не является потерпевшей стороной.

Это первый случай ареста в нашей стране по обвинению в богохульстве. Раньше подобные обвинения ограничивались штрафами. Тем самым, разрушен последний барьер на пути превращения России в клерикальное государство, в котором противоречие с церковной политикой приравнено к уголовному преступлению. В этом деле следствие, прокуратура и суд использованы для атаки на основы конституционного строя, гарантирующие светский и деидеологический характер государства.

Это арест показывает, что происходит сращивание церкви с государством, превращение юстиции в православную инквизицию.

Мы призываем срочно освободить арестованных и прекратить их уголовное преследование.


Мы считаем арестованных Марию Алехину и Надежду Толоконникову узниками совести, как преследуемых за выражение своих взглядов и призываем международные организации признать их в этом качестве.

Мы призываем развернуть общественную кампанию в их защиту — как залог возвращения нашей страны к нормам правового демократического государства.

Людмила Алексеева, председатель Московской Хельсинкской группы;
Лев Пономарев, исполнительный директор ООД «За права человека»;
Валерий Борщев, член Московской Хельсинкской группы, председатель правления фонда «Социальное Партнерство», председатель ОНК по г. Москве;
Сергей Сорокин, член Московской Хельсинкской группы, Движение против насилия;
Нина Катерли, писатель, член Русского Пен-центра, член Общественного Экспертного совета Движения «За права человека»;
Юрий Вдовин, «Гражданский контроль», Санкт-Петербург;
Лилия Шибанова, Ассоциация защиты прав избирателей «ГОЛОС»;
Юрий Шмидт, адвокат, Правозащитный Совет России, Санкт-Петербург;
Эрнст Чёрный, ответственный секретарь «Общественного комитета защиты учёных»;
Владимир Шаклеин, председатель совета координаторов МОО «Межрегиональный центр прав человека», Екатеринбург;
Любовь Башинова, главный редактор «Газеты региональных правозащитных организаций»;
Евгений Ихлов, Ответственный секретарь Общественного Экспертного совета Движения «За права человека»;
Андрей Пионтковский, писатель, политолог, Москва;
Сергей Давидис, Союз солидарности с политзаключенными;
Алексей Кондауров, член Совета Национальной Ассамблеи РФ;
Светлана Исаева, «Матери Дагестана за права человека»;
Анатолий Баранов, главный редактор ФОРУМа.мск;
Юрий Джибладзе, президент Центра развития демократии и прав человека;
Юлия Башинова, журналист, участник Молодежного правозащитного движения, Москва;
Глеб Кириллов, КРО ООД «За права человека», Кострома;
от Русского Христианско-Демократического Движения: Андрей Семёнов, Александр Лукьянов, Ольга Смык, Анна Семёнова, Иван Семёнов, Полина Семёнова, Николай Семёнов;
Дмитрий Крайнов, гражданский активист, Ульяновск;

Сбор подписей продолжается