МОЖНО ЛИ ПОМОЧЬ ГОРБАЧЕВУ НАЙТИ СОВЕСТЬ?

Публицист Николай Стариков призывает помочь последнему советскому генсеку «понять всю глубину его греха». Возможно ли это?

Николай Стариков пишет: "Вполне возможно, что Михаил Горбачёв живёт в искусственно созданном специально для него информационном вакууме. Он вращается в кругу «рукопожатных». Они поют ему дифирамбы. Они ограничивают ему доступ к реальному знанию того, КАК к нему относится народ той страны, которую он уничтожил ... Как вы смотрите на то, чтобы начать компанию под лозунгом «Поможем Горбачёву найти совесть»? Нас много. Нас сотни миллионов. Тех, кто считает, что Горбачёв совершил преступление."

И т.д. Странные рассуждения для вполне патриотичного русского писателя и публициста. Я бы назвал эти рассуждения востребованной публицистикой: написать нечто псевдоправославное на всё еще громкий и скандальный повод.

"В нашей русской цивилизации уважают старость. Даже такую. Мы не будем агрессивны. Мы русские, мы можем позволить себе быть милосердными по праву сильных."

"Мы можем потребовать у него ДО СУДА покаяния.

Нам живущим, чтобы жить дальше и строить заново то, что он разрушил, нам необходима юридическая оценка его действий. Но ему, на пороге вечности, ему самому, в первую очередь, необходимо покаяние перед теми, кого он предал. Это акт гражданского милосердия. Я его понимаю именно так".

Во все этих рассуждениях Николай Стариков сознательно заблуждается или передергивает. Он не может не знать, что нельзя личное превращать в коллективное. В Христианстве Господь прощаетличность отдельного человека, а не коллективы людей, связанных, к примеру, этнической общностью. Спасается и отвечает человек только лично. Списывать свою вину на других, как питать иллюзии по спасению "сообща" - грех заблуждения, описанный в Священном Писании начиная с Адама (Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. Быт.3:12), до апостола Павла (1Кор.).

Таким же образом никакой надежды на "коллективные усилия" по пробуждению совести у Горбачева не может быть в принципе!

Поэтому потребность написать нечто востребованное у Николая Старикова понятна, но доходит в этом до искажения православного взгляда на эту проблему.