Митинг «За честные выборы», прошедший в минувшую субботу на Новом Арбате в Москве, собрал в разы меньше людей, чем мероприятия на Болотной площади и проспекте Академика Сахарова. Можно ли говорить о спаде интереса граждан к протестным акциям?
Цель субботнего митинга, по словам организаторов, состояла в том, чтобы выразить несогласие с результатами голосования 4 марта, а также протест против фальсификаций в ходе декабрьских выборов в Госдуму. На участие в акции организаторами было заявлено 50 тысяч человек, однако, по данным полиции, на Новом Арбате собралось лишь около 10 тысяч оппозиционеров.
Да и некоторые западные СМИ отметили, что субботний митинг собрал в разы меньше людей, чем мероприятия на Болотной площади и проспекте Сахарова.
Корреспонденты BBС, например, провели опрос среди участников митинга, поинтересовавшись, почему протестующих стало меньше и чего они ждут от лидеров оппозиции. Ответы участников акции в основном сводились к тому, что люди не видят результатов оппозиционных действий, а организаторы не представили четкого видения, что делать дальше, в связи с чем непонятно, зачем приходить на митинги.
Возникший в наше время феномен электоральных революций связан с результатами выборов. Как мы помним, так было в Грузии, на Украине, в республиках Средней Азии. Если есть выборы, есть подозрения в фальсификациях, значит, возникает и повод «пошуметь». Нет выборов – нет и электоральных революций.
Поскольку и у нас в России предвыборная горячка завершилась, думается, что вряд ли оппозиция сможет собирать колоссальные толпы людей в ближайшее время.
То, что интерес к «митинговщине» сейчас спадает, – это вполне очевидно. Каковы здесь причины? Одна из них заключается, скорее всего, в том, что исчерпана повестка дня. Непонятно, зачем выходить несколько раз на одно и то же мероприятие, организованное одними и теми же людьми, с одними и теми же выступающими, а люди в толпе кричат одни и те же лозунги. Всё это стало напоминать «сказку про белого бычка».
И если раньше было ощущение эйфории, что вот сейчас всё изменится, власть, устыдившись нечестных выборов, дрогнет и уйдёт, то сейчас понятно, что ничего подобного не произойдет. Дума будет функционировать, президент будет исполнять свои обязанности и так далее.
Вряд ли это тот метод, чтобы сменить власть, но учитывая то, что она всё же зашевелилась – очень быстро были приняты решения о реформе избирательного законодательства, закона о партиях, закона о выборах, можно сделать вывод, что голос оппозиции был услышан, а стало быть, уличная «митинговщина» не такой уж плохой метод воздействия на власть – и это тоже очевидно.
Комментарии