Шаин Аббасов: «..теперь стали свидетелями того же в Азербайджане...»
 |
«Раньше мы это наблюдали в России, Египте, Сирии, теперь стали свидетелями того же у себя в Азербайджане...»
|
|
|
|
СИТУАЦИЯ в Азербайджане в последнее время все больше и больше настораживает. Сосед Казахстана по Каспию, братское тюркское государство, находится на переднем крае иранского кризиса, центрального кризиса международной политики сегодняшнего дня. Вдобавок на прошлой неделе там имели место события, напоминающие то, что произошло с нашей стороны озера-моря - в Жанаозене. Чтобы получше понять, что именно происходит и будет происходить по ту сторону Каспия, мы обратились к своему азербайджанскому коллеге, независимому журналисту и аналитику Шаину Аббасову, любезно согласившемуся ответить на вопросы «ДН».
События на севере страны, беспорядки из-за слов местного руководителя. Что это - какое-то необычное локальное событие или все же тренд, демонстрирующий рост недовольства, социальной розни или что-то еще?
Однозначную оценку событиям на севере страны, в городе Губа, 1 марта пока дать сложно. Но это точно не локальное событие. Я бы назвал его беспрецедентным событием в Азербайджане за последние годы. Протест местного населения в Губе, переросший в беспорядки, имеет несколько важных отличительных черт, которые могут отразиться на развитии общественно-политической ситуации в стране в будущем.
Во-первых, это был, наверное, единственный случай в Азербайджане с момента прихода к власти президента Ильхама Алиева в 2003 году, когда власти страны незамедлительно выполнили условия протестующих, а именно: уволили главу исполнительной власти региона и освободили всех задержанных. До сих пор все подобные протесты в Азербайджане довольно жестко подавлялись, а их организаторы наказывались.
И это может иметь определенные последствия. Губа - достаточно богатая азербайджанская провинция. В стране есть регионы намного беднее, население которых также имеет множество проблем и недовольно. Теперь жители в этих регионах могут посчитать, что можно свободно протестовать и даже сжигать дома, и правительство отступит. Как правительство будет решать данный вопрос, пока сказать сложно.
Во-вторых, события еще раз показали роль и силу социальных сетей в политической жизни страны. Видео с оскорбительными высказываниями местного начальника было показано именно в социальных сетях, а не в традиционных СМИ. Кроме того, хотя в течение дня 1 марта ни один национальный теле- или радио- канал ничего не передавал о происходящем в Губе, уже к полудню многие в Баку не только знали, что происходит в северной провинции, но и смотрели в Интернете постоянно обновляемые видеоролики. Раньше мы это наблюдали в России, Египте, Сирии, теперь стали свидетелями того же у себя в Азербайджане.
Все это, безусловно, новые и серьезные вызовы для властей Азербайджана, которые до недавних пор были уверены, что жестко и полностью контролируют политическую обстановку в стране. Как правительство будет решать эти новые проблемы, пока неясно, однако игнорировать их уже вряд ли получится.
Что же касается непосредственно причин волнений в Губе, то, конечно же, оскорбительные слова местного начальника стали лишь последней каплей. Столь решительный протест местного населения свидетельствует о накопленном годами социальном недовольстве такими проблемами, как коррупция, вседозволенность чиновников, попирание прав простых граждан, игнорирование их прав и т.д.
Правительству в этой ситуации было бы хорошо отправить четкие сигналы населению о начале реформ, например, сменить наиболее непопулярных местных руководителей и членов правительства, ужесточить борьбу с коррупцией, дать больше политических свобод... Но есть ли на это политическая воля, я не знаю.
Напряженность в азербайджано-иранских отношениях на фоне общего иранского кризиса - совпадение или часть плана?
Есть ли что-нибудь серьезное за идеей переименования Азербайджана в Северный Азербайджан?
Это очень сложный вопрос, на который нет однозначного ответа. Очень трудно понять уже, кто первый начал обострять двусторонние отношения - Баку или Тегеран? Но вы правы, отношения между двумя странами действительно достигли, наверное, самого худшего и напряженного уровня за всю историю независимого Азербайджана с 1991 года.
Конечно, это не совпадение. Общая напряженность вокруг иранской ядерной программы не могла не отразиться на позиции Баку. Дело в том, что Азербайджан вполне логично, учитывая, что Иран - мощная соседняя страна, старался сохранять баланс и никогда открыто не поддерживал санкции и давление в отношении Тегерана. Но Иран это не оценил. Наверное, вы в курсе, что с начала года с территории Ирана были атакованы сразу несколько веб-сайтов азербайджанских госорганов. Кроме того, была задержана группа, которая, по версии азербайджанских правоохранительных органов, готовила теракты против граждан Израиля на территории Азербайджана. Все это в Баку расценили как недружественные шаги. Кроме того, Азербайджан уже давно не доволен тесным сотрудничеством Ирана с Арменией. В итоге, я думаю, что Азербайджан теперь будет занимать более, так сказать, «прозападную» позицию в отношении Ирана и более тесно сотрудничать с США, Европейским союзом, Израилем в этом вопросе.
У Ирана тоже свои претензии к Баку - в Тегеране всегда были недовольны тесным сотрудничеством Азербайджана с Израилем, опасаясь, что это сотрудничество может быть использовано против них.
Я не думаю, что отношения двух стран дойдут до открытой конфронтации, но напряженность, судя по всему, будет сохраняться еще долго.
Что же касается высказанной одним депутатом идеи переименования Азербайджана в Северный Азербайджан, то это всего лишь показатель степени недовольства Баку позицией и действиями Ирана. Но не более. Серьезно я эту инициативу не воспринимаю.
Резкое увеличение аренды за Габалу - что это? Случайно ли это совпадает с требованием денег за российские базы в Таджикистане и Кыргызстане?
Не знаю насчет того, насколько это совпадает с действиями Таджикистана и Кыргызстана, но я думаю, что в попытках Азербайджана резко увеличить сумму арендной платы за Габалинскую РЛС есть элементы внешнеполитического торга. Азербайджану РЛС в Габале не нужна, но страна воспринимает ее как один из козырей в отношениях с Россией. То есть, давая России возможность иметь эту базу на территории страны, Баку желает получить в ответ какие-то преференции. И в данном случае речь, конечно, идет о процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта. И это нормально. Создавая льготные условия Москве в аренде Габалинской РЛС, Баку ждет ответной поддержки в самом важном для себя вопросе - нагорно-карабахском конфликте. Такой поддержки нет, поэтому правительство Азербайджана и говорит о резком увеличении арендной платы...
Карабах - как может разрешиться проблема оккупации азербайджанской территории в свете новых трендов - иранского конфликта (пока в фазе холодной войны), отдаления Турции от ЕС, попытки восстановления влияния России в границах СССР?
Все тренды, которые вы перечислили, к сожалению, вряд ли решат проблему оккупации азербайджанских территорий со стороны Армении. Конечно, все эти тренды отражаются и будут отражаться на ситуации в регионе, но я не вижу прямой связи между ними и процессом карабахского урегулирования.
Конфликт очень сложный, и в ближайшее время ожидать мирного урегулирования и возвращения азербайджанских территорий мирным путем не приходится. Переговорный процесс продолжается с 1994 года, и несколько раз стороны заявляли, что близки к достижению промежуточных соглашений, но каждый раз процесс завершался провалом. В последний раз такие надежды были перед встречей президентов Алиева и Саргсяна при посредничестве президента России Медведева в прошлом году. Вообще, Россия при Дмитрии Медведеве прилагала усилия к урегулированию конфликта, и, кажется, Баку и Ереван были согласны с посредничеством Москвы. Но Медведев уходит, а Владимир Путин никогда не демонстрировал серьезного интереса к этой проблеме. Поэтому я думаю, что в ближайшее время ожидать какого-либо прорыва в этом вопросе не стоит.
Комментарии