На каких пенсионерах сэкономить?

На модерации Отложенный

Потенциал экономии ресурсов пенсионной системы за счет более рационального их использования очень велик. Такие выводы содержатся в исследовании «Микроанализ российской пенсионной системы», отчет об исследовании публикует готовящийся к печати февральский номер «Вопросы экономики». Авторы – руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич и студентка ВШЭ Юлия Сонина проанализировали несколько источников для сокращения дефицита Пенсионного фонда. В 2012 году дефицит составит свыше 1 трлн руб. или  2,5% ВВП, за пару лет объем выплат трудовых пенсий вырос с 6% до 8% ВВП. Выяснилось, что есть три источника экономии, совокупный объем которых полностью покрывает дефицит: работающие пенсионеры, досрочные пенсионеры и пенсионеры с маленьким стажем.

Наиболее эффективный источник экономии – пересмотр пенсионных выплат работающим пенсионерам. Полный отказ от выплаты пенсий работающим пенсионерам сэкономил бы 2% ВВП, отказ от выплат базовых пенсий работающим пенсионерам с доходом выше медианного высвободил бы 1,5% ВВП, целевое предоставление базовых пенсий лишь некоторым из работающих пенсионеров в мягком варианте сэкономит 1% ВВП, подсчитал Гурвич. Значительная часть пенсионеров вполне трудоспособны, при этом доходы большинства работающих пенсионеров выше среднего уровня. У работающих пенсионеров пенсии обеспечивают лишь 17–27% дохода – в зависимости от категории пенсии, у неработающих – более половины. Отсюда Гурвич делает вывод о низкой эффективности выполнения пенсионной системой социальных функций. По его мнению, базовые пенсии призваны обеспечивать нетрудоспособным гражданам социальные гарантии, поэтому следовало бы направить основную часть таких пенсий наиболее нуждающимся. Выплата базовых пенсий тем, у кого доходы выше медианного, не имеет экономических оснований, считает он.


Работающие пенсионеры по старости
% от всех пенсионеров

Следующий по эффективности источник – пересмотр досрочных пенсий, выплаты которых обходятся в 0,3–0,35% ВВП.

По оценкам Минздравсоцразвития, число «досрочников» достигает 34% пенсионеров по старости или 10,5 млн человек. Однако реальных получателей досрочных пенсий значительно меньше, по данным Росстата их около 6%. Расхождение Гурвич объясняет тем, что министерство включает в число досрочных все ранние пенсии: работникам с вредными условиями труда; работникам бюджетного сектора; военнослужащим, отслужившим срок; инвалидам с детства; несовершеннолетним, потерявшие кормильца. Автор исследования полагается на Росстат и относит к собственно досрочным только первые две категории. По его расчетам, в среднем мужчины выходят на пенсию на 2,3 года раньше, женщины – на 1,3 года. Так что, замечает Гурвич, объемы этих выплат заслуживают обсуждения, но проблема сильно преувеличена.


Текущие выплаты пенсий в возрасте ниже стандартного
% от всех пенсионеров

Наименее эффективно, с точки зрения Гурвича, предлагаемое Минздравсоцразвития повышение уровня минимального стажа до 20–25 лет. Замминистра здравоохранения и социального развития Юрий Воронин в прошлом году заявил, что увеличение пенсионного возраста – это инструмент прошлого. Можно, регулируя стаж  и не вызывая бурных реакций в обществе, фактически увеличить пенсионный возраст за счет корректировки размера пенсии. В ноябре он заявил, что минимальный стаж повысят с 5 лет до 20 лет для женщин и 25 для мужчин (как в СССР). Евсей Гурвич выяснил, что ограничение стажа окажет незначительное влияние на сокращение дефицита пенсионной системы. У 95% женщин он составляет не менее 25 лет, у 96% не менее 20 лет. Он считает, что для достижения значимого эффекта необходимо поэтапно повысить минимальный стаж до 30 лет для мужчин и до 25 лет у женщин.

Стаж пенсионеров