Почему до сих пор нет научного объяснения клинической смерти?

На модерации Отложенный

В марте 1987 года, в Центральной городской больнице Northampton General Hospital в Великобритании, произошёл очень странный случай. Одна из пациенток, сорокалетняя Доун Джиллот, из-за осложнения после воспаления лёгких, была переведена в реанимацию. Удивительный опыт, произошедший с ней, был описан в книге Питера и Элизабет Фенвик «Истина в свете» («The Truth in the Light»). 

«В то время, когда врачи боролись за мою жизнь, я неожиданно ощутила, что парю под потолком. Я наблюдала своё физическое тело, вокруг которого стояли врачи. Одна из медсестёр постоянно повторяла: «Дыши, Доун, дыши!» Но моё состояние было совершенно безмятежным, несмотря на неистовую суету врачей вокруг моего тела внизу», — рассказывается в книге.

«Затем я увидела красивую цветочную поляну, залитую яркими солнечными лучами. Запах луговых цветов ощущался очень явно. На ней я увидела своего дедушку, который умер уже очень давно. Я, конечно, подошла к нему, и мы начали разговаривать. Он спросил, как поживает моя семья. Я сказала, что всем довольна и что вся моя семья здорова и счастлива. 

Дедушка сказал, что он очень беспокоится о моём маленьком сыне. “Он слишком молод, что бы остаться без матери”, — сказал он мне. Но я ответила, что не хочу возвращаться, а хочу остаться с ним. Однако он продолжал настаивать на том, что бы я вернулась к жизни ради своих детей. Тогда я взяла с него обещание, что когда придёт время моего ухода, он придёт ко мне снова. Он ответил: “Да, я вернусь”. Затем меня как будто подбросило. Это было похоже на резкий и очень высокий прыжок. Я огляделась по сторонам и поняла, что опять нахожусь в больнице».

«После этого опыта, моё понимание жизни и смерти значительно расширилось. – сказала Доун.- Я перестала бояться смерти, как это было до болезни. Я искренне верю в реальность происшедшего и глубоко убеждена, что жизнь после смерти действительно существует».

Этот мистический опыт клинической смерти не является редкостью. Существуют сотни документированных свидетельств о подобных переживаниях по всему миру. Но, несмотря на то, что подавляющее большинство участников подобных загадочных происшествий раз за разом подтверждают существование некоей загробной жизни, многие специалисты оспаривают это, приводя различные доводы, опираясь на современные научные познания.

Тело и разум 

В одной из своих последних книг я привёл результаты исследований, которые доказывают, что некоторые переживания, испытанные человеком, могут быть восприняты вовсе не мозгом. Это доказывает, что связь между нашим мозгом и нашим сознанием вовсе не такая, как мы привыкли считать. Это две самостоятельные единицы, способные воспринимать те или иные ощущения обособленно. По большому счёту, мозг является чем-то вроде посредника между реальностью и нашим сознанием. 

Однако идея, что наш мозг является посредником между душой и телом, вовсе не нова. Она обсуждалась ещё в глубокой древности. В нашу эпоху в пользу данной теории высказались такие мыслители, как Анри Бергсон, Уильям Джеймс и знаменитый Фердинанд Шиллер, который заявил, что все познания сегодняшнего человечества крайне субъективны. 

Мозг воздействует на сознание. И наоборот — сознание стимулирует мозг. Это называется «интерактивный дуализм», любимое понятие великого Курта Дюасса, американского исследователя «причины» и «следствия». Идею одобрил и профессор философии Нил Гроссман, рассуждающий о загробной жизни в своей статье.

К нему присоединяются известный нейрохирург Уайлдер Пенфилд и его не менее талантливый коллега, лауреат Нобелевской премии, сэр Джон Эклс, выполнивший за свою жизнь более десяти тысяч операций на мозге. Так же и в моей книге приводятся многочисленные примеры того, что современные физики тоже поддерживают дуалистические модели взаимодействия мозга и сознания.

Отдельно затрагиваются и случаи, когда люди, вследствие тяжёлой травмы или сильного воздействия наркотического препарата, неожиданно покидают свою физическую оболочку. Некоторые из них свидетельствуют о контакте с умершими родственниками и иными существами; приводят достоверные факты, которые удивительнейшим образом находят своё подтверждение после возвращения неорганического двойника обратно в тело.



Удивительно, что в момент бессознательного состояния человека медицинское оборудование показывает сниженную активность головного мозга, поэтому теория об «игре разума» в этом случае отпадает. Далее я хочу привести несколько еще примеров из своей книги. Для краткости мы рассмотрим лишь два наиболее распространённых научных довода, посредством которых некоторые учёные пытаются объяснить феномен клинической смерти языком современной науки. Это эффекты кислородного голодания мозга и эпилептического припадка его долей.

Кислородное голодание 

Доктор медицинских наук Нил Эдейл хорошо известен в научных кругах своей конкретной позицией относительно феномена клинической смерти. 20 января 1999 года, во время радиопередачи, он впервые озвучил свою гипотезу: «все истории, связанные с клинической смертью, произошли в результате кислородного голодания головного мозга, и ничего более».

В науке дефицит кислорода называется гипоксией. Это понятие широко распространено среди альпинистов и дайверов. Гипоксия может проявляться у пилотов военных самолётов и некоторых лётчиков испытателей. Вследствие гипоксии наблюдается сильная растерянность и дезориентация. Известны случаи, когда пилоты, испытывая кислородное голодание, перед тем как потерять сознание, пытались посадить самолёт на вершину облака. 

Кроме того, в книге «Истина в свете» приводится опыт летчика, который был не раз подвержен гипоксии, и испытал на себе загадочный опыт клинической смерти.

Алан Принг, лётчик, описывает случай пограничного состояния между жизнью и смертью так: «Я понял, что плыву по какому-то тёмному тоннелю. Я знаю, что подобные случаи приписываются гипоксии. Но как пилот с очень большим стажем, я могу с уверенностью заявить, что у этих двух состояний нет совершенно ничего общего. То, что я испытал в момент клинической смерти, было очень явным и устойчивым. Не так, как в момент кислородного голодания, когда внимание, наоборот, рассеивается. Более того, это состояние оказало на меня такое сильное впечатление, что не стирается из памяти на протяжении последних пятнадцати лет».

Из примеров, приведённых в моей книге, можно сделать вывод, что разница между гипоксией и феноменом клинической смерти — не более чем между бумажным пакетом с ручками и жирафом.

Локальная эпилепсия

Судороги такого рода вызваны нарушением системы электрических разрядов в нейронах головного мозга. Когда «коротит» преимущественно в височных долях, это может вызвать слуховые и зрительные галлюцинации, вспышки воспоминаний и ощущение «дежа вю». 

Некоторые исследователи, пытаясь объяснить феномен клинической смерти, ссылаются именно на эти «короткие замыкания» из-за электрических импульсов в мозгу. Причём, рассмотренным выше кислородным голоданием эта теория дополняется.

Однако десятки опытнейших неврологов заявляют, что такое явление очень кратковременное. Феномен клинической смерти не может быть объяснен лишь непродолжительным спазмом. Более того, учёные заявляют, что подобные спазмы даже не всегда могут сопровождаться какими-либо галлюцинациями. Из 3495 случаев медиальной височной эпилепсии лишь 267 сопровождались галлюцинациями и «дежа вю», и 36 — расстройствами психомоторного плана.

Около десяти лет назад канадский психолог Майкл Персингер из университета Лаврентиан провёл замечательный опыт, в котором он имитировал мозговой спазм. В результате искусственной стимуляции у испытуемых были зафиксированы, в основном, такие ощущения, как головокружение, потеря ориентации, ощущение покалывания. У 55 процентов участников было ощущение совершенной потери ориентации, а 39 процентов сообщили, что потеряли ощущение своей физической оболочки. В остальных случаях были ощущения вибрации, чувство страха и тревоги, ощущение странного запаха и вкуса во рту. 

Позже его эксперимент повторили шведские учёные, и вновь никаких опытов с участием умерших родственников среди испытуемых зафиксировано не было. В итоге напрашивается лишь один вывод, который я также привожу в своей книге: «На ранних стадиях биологической смерти восприятие происходит не только посредством головного мозга».