Так жить нельзя (можно!): Лужков против Жванецкого

На презентации своей новой книги «И так жить нельзя!..» в Вольном экономическом обществе» Юрий Лужков подчеркнул, что бегство капитала из России – это плохо, но гораздо хуже бегство малого бизнеса и молодежи на Запад. По его прикидкам, за 20 лет туда уехало 10—11 миллионов человек, представляющих наиболее образованную, самодостаточную и перспективную часть населения. Из них 5 миллионов избрали зарубежье постоянным местом жительства, еще 5 миллионов живут на две страны. «Если исход 1,5 миллиона россиян после гражданской войны в начале прошлого века мы считаем невосполнимым ущербом для генофонда нации, то как назвать нынешнюю ситуацию?» - спросил он.
Экс-мэр Москвы обратил внимание собравшихся на разную философию выхода из кризиса разных стран. Чтобы поддержать реальный сектор, японцы опустили кредитную ставку до отрицательных значений. Чуть выше она в Европе и США (от 0,5 до 2 процентов). На этом фоне российский 7-процентный «рекорд» представляется смешным. У нас, как известно, спасали банковский потенциал в ущерб производству, что вызвало обвальное бегство капитала из страны. Только в минувшем январе за рубеж ушло 17,5 миллиарда долларов. Экономическая стратегия государства нуждается в радикальном пересмотре, считает Ю.Лужков.
Российская экономика сегодня составляет лишь 70 процентов к уровню 1990 года, по данным соавтора книги, экономиста С.Дзарасова. Избранная парадигма развития привела Россию на периферию мировой системы.
Внедренная модель дикого «манчестерского капитализма» (он же — кумовской) сделала своими бенефициарами сотню семейств и обездолила большинство народа, вызвала угасание производительных сил страны. Реальный уровень инфляции для бедных, по мнению экс-директора института статистики В.Симчеры, 18 процентов вместо объявленных 6. Сомнительны и другие показатели развития. Будучи участником последней переписи населения в РФ, Симчера сказал, что сначала организаторы «не досчитались 1,7 миллиона россиян, а потом их «нашли» да еще приплюсовали к ним дополнительных 700 тысяч. И теперь они избиратели».
Если российские эксперты говорили о сугубо конкретных вещах, то итальянский политик и публицист Джульетта Кьезо выступал с апокалиптических позиций. Он заявил о стратегическом конце нынешней цивилизации, исчерпанности ее ценностей, мировом господстве банков (один из которых – «Голдман Сакс» правит Европой) и неизбежном приходе через 3-4 года кризиса, который за пояс заткнет «Великую депрессию» 1929 года.
На неизбежно витающий на каждой дискуссионной площадке вопрос «что делать?» экономисты дали ответ — переходить от оголтелого рынка к конвергентной модели с планово-рыночным началом и ведущей ролью государства, которая в разных вариантах используется в бурно развивающихся Китае, Индии, Турции, Вьетнаме, Бразилии. И вспомнили Жванецкого, который говорит: «Так жить можно!». Лужков, как это видно из названия его книги, с ним не согласен.
Комментарии