Русский, который предотвратил ядерную войну

germania-online.ru

Никогда еще мир не был так близок к ядерной войне, как в сентябре 1983 года. Тогда советский подполковник Станислав Петров, увидев на мониторе сигнал о летящих в сторону СССР американских ядерных ракетах, нарушил предписание и не стал отдавать приказ о нанесении ответного удара. Тревога оказалась ложной, а инцидент долгие годы оставался государственной тайной. На днях Германия отметила мужество военного, вручив ему премию Немецких СМИ (Deutscher Medienpreis).

В 1983 году противостояние между США и Советским Союзом вошло в фазу критического обострения: НАТО разместила на территории Западной Европы баллистические ракеты средней дальности «Першинг II», а советские истребители сбили южнокорейский «Боинг», вторгшийся в закрытое воздушное пространство в районе Камчатки. С подачи тогдашнего американского президента Рональда Рейгана СССР стали называть «империей зла».

Вечером 26 сентября 44-летний подполковник Станислав Петров был одним из дежурных в командном пункте Серпухов-15 в Московской области, когда сработал сигнал тревоги: с американской военной базы на восточном побережье в сторону Советского Союза направлялась ядерная ракета. «Ничто не указывало на сбой – данные компьютерной системы и визуальный анализ были безупречны, – рассказывает Петров в интервью газете Berliner Morgenpost. – Однако у меня появились сомнения: нас всегда учили, что при нападении используют сразу несколько ракет. А ошибки у американцев произойти не могло: у Вашингтона, равно как и у Москвы, была многоступенчатая система безопасности».

Вскоре на пульт поступил второй сигнал тревоги, а за ним еще несколько. «От волнения у меня подкашивались ноги. Но я все равно стоял на своем – США не стали бы запускать ядерные ракеты поодиночке», – рассказывает бывший военный. По инструкции в случае внезапного ядерного нападения Петров должен был уведомить высшее руководство, а затем отдать приказ об ответном ударе. Он не стал этого делать, положившись на свои знания в области системного анализа и интуицию.

Затем последовали 18 мучительных минут. Оставалось только ждать, пока ядерные ракеты войдут в зону действия радаров при пересечении советского воздушного пространства. «Ожидание было чудовищным. Когда время наконец истекло, а ракеты не появились, мы испытали невероятное облегчение и… сразу же вернулись к работе», – вспоминает Петров.

Спустя полгода выяснилось, что причиной тревоги стало дьявольское совпадение: редкое расположение Солнца и спутников над американской военной базой вызвало солнечные блики, которые советская система дальнего обнаружения приняла за запуск ракеты.

Если бы Петров тогда отдал вполне правомерный приказ об ответном ударе, его решение могло стоить жизни как минимум 200 миллионам человек по обе стороны Атлантики. «В атомной войне у противников есть только одно отличие: тот кто первым нападает, живет на 20 минут дольше», – говорит подполковник в отставке.

Премия Немецких СМИ традиционно вручается людям, чьи героические поступки в свое время не попали в газетные заголовки.

Ирина Михайлина

germania-online.ru