Разоблачение мифов о крепостном праве в России
На модерации
Отложенный
Разоблачение мифов о крепостном праве в России
Что мы знаем об истории крепостничества в России? В основном то, что страна была страной рабов и господ, что почти все крестьяне были крепостными и являлись самым забитым и бесправным сословием в России, что они влачили жалкое существование и во всем зависели от своего господина помещика, который мог, все что хотел сотворить со своим имуществом, к которому приравнивались крепостные, вплоть до убийства и не понести за это ни какого наказания, так ли это было на самом деле?
В основном так, однако, в истории российского крепостничества существовали и довольно интересные малоизвестные современному обывателю особенности.
Во первых не все крестьяне принадлежали помещикам и попадали под определение крепостных, согласно исследований русского историка Ю.В.Готье проведенные им по итогам 5 ревизии, в 1796 году крепостных на территории центральной части России всего насчитывалось 5 700 465 душ мужского пола, что составляло 53 % от всей тогдашней численности крестьян и 5 миллионов Государственных крестьян. Таким образом, на протяжении 18 века крепостные крестьяне составляли чуть более половины в общей массе великорусского крестьянства.
Были в Российской империи и целые провинции, по своей территории, превосходившие многие европейские государства, где крепостного права не было вообще, это в Поморье и Сибири. Интересно также и то, что на западных территориях Российской империи процент крепостного населения был гораздо выше, чем в самой России. Так, к примеру, в Прибалтийских губерниях численность крепостных доходила почти до 85% от всего крестьянского населения.
В 19 веке количество крепостных крестьян стало быстро сокращаться в связи с переходом в другие сословия, так только за период с 1816 по 1856 гг. в другие сословия перешло свыше 1 млн. крепостных крестьян мужского пола.
Последняя проведенная почти перед самой крестьянской реформой 10 ревизия 1857 года, насчитала в России 62,5 млн. человек населения, из них крепостных крестьян было 23 млн. крестьян, что составляло 34 % от всего населения страны. Таким образом, к моменту отмены крепостного права людей относящихся к крепостному сословию в Российской империи было меньшинство, всего 1/3 от всего населения.
Из множества художественных произведений русских классиков, воспоминаний современников и других исторических источников, в особенности советского периода нам известно множество описаний бедственного, буквально нищенского существования русского крепостного крестьянства, однако существуют, оказываются и другие воспоминания современников, тех же иностранцев кто бывал в крепостнической России, многие из них отмечали, например, что в 18 веке уровень жизни крестьян России был выше, чем во многих странах Западной Европы, так по наблюдениям французского путешественника Жильбера Рома, проехавшего по Сибири в 1780 гг. сибирский крестьянин жил лучше своего французского собрата. Англичанин Джон Паркинсон отмечал, что русские крестьяне одеваются намного лучше, чем простой народ в Италии.
Но наиболее интересны были воспоминания и сравнения русских офицеров и аристократов проведенные ими по итогам заграничных походов русской армии 1813 — 1814 гг. будущие декабристы и офицеры восхищались демократическими порядками Европы, однако наряду с этим были явно шокированы и удивлены нищетой польского и французского крестьянства по сравнению с русским.
Капитан английского флота Кокрейн, путешествовавший по России 4 года писал в 1824 г. «положение здешнего крестьянства куда лучше состояния этого класса в Ирландии». Кокрейн отмечал в России «изобилие продуктов, они хороши и дешевы», а также «огромные стада» в обычных деревнях. Другой английский путешественник в 1839 году вспоминал, что русские мужики живут намного лучше, чем низшие классы не только в Ирландии, но также в Англии и в Шотландии.
В те времена, оказывается, иметь корову крестьянину в Европе был признак роскоши, а в России наоборот, не иметь коровы означал признак крайней бедности.
Наш Великий поэт А. С. Пушкин, обладавший глубоким умом и хорошо знавший русскую деревню, и тот отмечал: «Фонвизин в конце 18 в. путешествовавший по Франции, говорит, что, по чистой совести, судьба русского крестьянина показалась ему счастливее судьбы французского земледельца. Верю...»
Оказывается в самый расцвет крепостничества, а это был 18 век, повинности которыми облагался русский крепостной крестьянин не являлись для него особо тягостными. Подушная подать платилась всем миром, барщина была определена законом, печально известный оброк для большинства крестьян оказывается, не был разорительным, правда не везде была такая благостная картина, были и исключения, например на территориях которые находились в близости Москвы и Петербурга, где разнообразие оборотов промышленности и дороговизна столичной жизни усиливала поборы помещиков со своих крестьян в ближних к столицам поместьях, но это было исключением, а не правилом.
Особенно колоритными были повествования русских революционных деятелей близких к народникам из числа призывавших Русь к топору о бесправности крепостных крестьян, о помещиках которые якобы безнаказанно мучили и убивали крестьян сотнями, а то и тысячами.
Так ли это было на самом деле?
Да это правда, что права крепостных крестьян были ограничены по сравнению с другими группами населения, однако крепостной крестьянин мог быть истцом и свидетелем в суде, присягал на верность царю, имел право с согласия помещика переходить в другие сословия.
По словам одного из крупнейших современных историков Б. Н. Миронова, «вопреки распространенному в литературе мнению, крестьяне и юридически и фактически вплоть до 1861 г. имели право жаловаться на своих помещиков и активно им пользовались». В 1767 г. Екатерина II запретила подавать жалобы лично ей, «мимо учрежденных на то правительств».
В отличие от многих «передовых и просвещенных» стран тогдашней Европы, где например, в той же Польше, убийство крепостного вообще не считалось государственным преступлением и подлежало только церковному наказанию, законы России защищали жизнь и имущество крестьян от помещиков. «Убийство крепостного рассматривалось как тяжкое уголовное преступление».
Еще начиная с середины 17 века специальное Соборное Уложение от 1649 г. разделяло меру ответственности помещика за неумышленное и предумышленное убийство крестьянина. В случае неумышленного убийства, к примеру, в драке, дворянин подвергался тюремному заключению до специального распоряжения царя. При предумышленном убийстве крестьянина виновного казнили, независимо от социального происхождения. В правление Елизаветы Петровны, когда смертная казнь в России была фактически отменена, дворян, виновных в смерти своих крестьян, обычно отправляли на каторгу.
Так что царское правительство довольно внимательно следило за отношениями помещиков и крестьян, пресекая при этом всяческий беспредел.
Так, Екатерина II в 1775 г. уполномочила даже своих генерал - губернаторов преследовать помещиков за жестокое обращение с крестьянами вплоть до конфискации имений и передачи их в управление опекунским советам. Александр I в 1817 г. указал за произвол помещиков предавать их суду и брать имения под опеку казны.
Из исторических источников известно, что только за период с 1834 по 1845 годы царское правительство привлекло к суду 2838 дворян и осудило из них 630 человек.
В правление Николая I в опеке находилось ежегодно около 200 имений, взятых за плохое обращение помещиков с крестьянами. Правительство постоянно регулировало отношения помещиков и крестьян.
Наказание несли и крестьяне, так за тот же самый период с 1834 по 1845 гг. в России было осуждено 0,13 % крестьян за неповиновение своим помещикам и почти такое же число 0,13 % помещиков за превышение власти над крепостными крестьянами.
Спорны также и подробности отмены крепостного права входе проводимой в 1861 г. реформы, версии большевиков о том, что потеряли в основном в ходе освобождения только крестьяне, был явно политизирован, факты говорят о том, что крестьяне получили в ходе реформы 1861 г. в среднем 4, 8 десятин на душу муж. пола, или по 14, 4 десятин на двор (1 десятина составляла примерно 1,1 гектара).
По подсчетам экономиста Ю. Э. Янсона прожиточный минимум для крестьянской семьи составлял в 1870 гг. 10 — 11 десятин на двор. Таким образом, в целом полученной земли хватало.
По словам французских историков, «несмотря на все ограничения, русская реформа оказалась бесконечно более щедрой, чем подобная же реформа в соседних странах, Пруссии и Австрии, где крепостным была предоставлена совершенно голая свобода, без малейшего клочка земли».
В связи с перечисленными фактами невольно возникает вопрос, а почему тогда в революцию 1917 года, большевики выдвинули лозунг «Землю крестьянам!», если у крестьян и так была своя земля?
К 1916 г. в результате продаж у помещиков осталось только 40 млн. десятин земли, причем значительной частью это были земли с лесом. В результате к 1916 г. по данным земской статистики крестьяне владели 90 % пашенной земли и также 94 % скота в Европейской России, а также 100 % в Азиатской России.
По словам русского историка С. Г. Пушкарева «по составу землевладения Россия уже в 1905 г. была совершенно крестьянской страной, в большей степени, чем какая-либо из европейских стран».
Самое интересное это когда в 1918 г. крестьяне разделили между собой 40 млн. десятин помещичьей земли, то есть почти полностью реализовали известный лозунг большевиков, то выяснилось, что крестьянские наделы выросли незначительно и большого значения эти земли не сыграли, 1 дворянская десятина к этому времени приходилась на 5,5 крестьянских.
В это время после захвата власти, большевики уже больше не скрывали и откровенно заявляли, что лозунг захвата помещичьих земель не имел «серьезного экономического значения», а был поднят для поднятия крестьян против законной власти. В целом, характеризуя начало 20 века профессор Гарварда Ричард Пайпс отмечал, что в отличие от государств Европы Англии, Испании, Италии, Франции, где подавляющая часть земли находилась в руках крупных землевладельцев, до революции 1917 г. «Россия ... была классическим примером страны малых крестьянских хозяйств».
Получилось, что революция образца 1917 года, русскому крестьянину вообще была ни к чему, в дальнейшем больше, по результатам революции он еще и потерял все то, что получил в приданное в 1861 году от такой не родной ему царской власти.
Комментарии
Назад, т.е. вперёд.
Комментарий удален модератором
Пусть либерда боится позорного столба.
Так и остались с галошами в китайских трусах, и с бомбой от Ленина подвешенной на яйца.
Комментарий удален модератором
Мне непонятная формулировка "это частное мнение президента".
Я впервые сталкиваюсь с таким комментарием. Это президент страны, у него не бывает "частного мнения"
«Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасов
В крепких советских галошах, с песней, весело помахивая партбилетом до высочайшего поста дошагал.
Когда я пришел к власти на первый срок, вы настроили себе виллы, накупили яхты.
На втором сроке правления увеличил ваше состояние в разы.
Вам не кажется пора и о людях подумать?
Голос из зала:
Да-да, каждому душ по двести...
Комментарий удален модератором
Но государство в этой войне занимает строго антисоветскую позицию, выделяя огромные государственные деньги на содержание всяких РВИО, "мемориалов", стен скорби, музеев ГУЛАГов, съемки фильмов и сериалов строго антисоветской направленности.
Крайне редко выйдет нейтральный по отношению к СССР фильм или книга.
При этом совершено не пресекаются публичные призывы по запрету левых партий и советских идей.
Яркий тому пример были постоянные выступления мерзкого еврея Жириновского в Госдуме.
(Знаю, знаю, про мертвых нельзя так... ) разве что, про Ленина и Сталина можно.
Почему против него не были возбуждены расследования?
Или почему представители РПЦ , типа Гундяева, позволяют себе в проповедях и выступлениях умалять значение Победы в Великой Отечественной войне, называя ее божьим наказанием советским безбожникам?
Это получается, что нацист Гитлер исполнял волю Бога?
Не считая прочих его заявлений типа этого: А постоянные публичные призывы РПЦ и прочих неуравновешенных господ перезахоронить Ленина разве не является разжиганием социальной розни по отношению к нашему великому советскому прошлому?
Прошлому, когда наш народ добился великих достижений, руководствуясь идеями Ленина о социальной справедливости и общенародной собственности?
Или это совсем другое -- тут разжигать вражду и рознь можно?
Впрочем, у Путина по части антисоветизма у самого рыльце в таком пушку, что призывать его бороться с подобным экстремизмом -- это все равно, что призывать лису не таскать кур из курятника.
Вот уж, кто вошел в историю, а точнее вляпался в нее своими байками о галошах, обобществлении кур и женщин большевиками и прочий многочисленный хлам, засевший в его голове еще со времен перестройки.
В общем, всё как всегда.
Путин пытается показать на словах, что он за всё хорошее типа Лев Толстой, а на деле...
На деле одно сплошное лицемерие. ------------------------------
... именно так. Это позорище и выискивать в нём нюансы нет смысла.