Век 21-й: кто и как усвоил уроки истории
На модерации
Отложенный
Пара слов о Китае и затем «к нашим баранам».
Итак, Китай – всё. Как я и предполагал, ничего выдающегося не случилось и не будет, кроме очередного вала последних (крайних) «китайских предупреждений» под канонаду холостых ракетных пусков над головами граждан «единого Китая».
Такая вот попытка привлечения их на свою сторону путём блокады и угрозы уморить голодом и холодом. Чисто укрометоды по отношению к Крыму и Донбассу.
Я ещё могу понять непрекращающиеся попытки евронацистов устроить реальную блокаду Калининграда.
Что ещё ожидать от многовековых врагов, но пытаться в 21-м веке взывать к мировому сообществу, чтобы помогли 1,5-миллиардной державе, первой экономике мира и самому ничего реального не делать, это уже даже не смешно.
Осознав себя бумажным тигром, что красочно показала Пелоси, китайский МИД, после череды суровых предупреждений, закономерно запросил помощи:
«Если мы не будем обращать внимание на вмешательство в нашу внутреннюю политику, этот мир вернется к законам джунглей, а Вашингтон станет еще более беспринципно использовать силу для подавления других стран», — сказал китайский министр иностранных дел Ван И.
И ещё Китай объявил мощные масштабные санкции. Кому? Ненси Пелоси и членам её семьи…
Нужны ещё какие-то комментарии? По-моему, не нужны, так что, всё, возвращаемся на свою землю.
С такими союзниками только торговать, да и то держать всегда ухо востро. За сохранение бизнеса с Америкой они предадут кого угодно.
Такие вот уроки китайской истории, которые полезно знать, прежде чем бессмысленно ожидать того, чего с той стороны никогда не было и не будет.
Я даже не удивлюсь, что когда Китай дожмёт Тайвань (конечно дожмёт, по-китайски, тут-то сомнений особых нет), он ещё устроит резню и облаву на ведьм с выкорчёвыванием сепаров, как он это умеет и за тысячи лет показывал не раз и во всей красе.
Что же до наших баранов, то тут всё больше вырисовывается предвоенный сценарий, имеющий отношение к СВО лишь косвенное. Потому как Украина – лишь звено в цепи событий с несравнимо более глобальным измерением.
А кроме того, ещё и имеющих прямые аналогии в прошлом.
Если отмотать плёнку назад, скажем, на сотню лет, то вдруг понимаешь: всё повторяется, причём, иногда до запятой. Естественно, времена иные, имена другие и погружаться в малозначащие детали не имеет смысла.
Всегда полезно смотреть на события сверху, подмечая тенденции и причины, откуда и можно рассмотреть следствия, как уже случившиеся, так и предстоящие.
Так вот, не совсем правильно говорить, что западные санкции – мера бесполезная и не приводящая к результату.
Тут всё зависит от временнóго масштаба, ибо сказанное о бесполезности верно лишь в исторической перспективе, но в моменте и в отношении конкретных людей, их больших сообществ и даже целых народов, результат часто даже превосходит ожидания.
После развала Российской империи, новая Советская Россия также была обложена санкциями, уровень которых вполне сопоставим с сегодняшними, разве что с поправкой на эпоху.
Пропустим 20-е годы с разрушительной гражданской войной и с прямым участием западных интервентов, краткий период НЭПа и сразу окунёмся в тридцатые, накануне которых в США уже вовсю кричала наступающая депрессия, впоследствии получившая имя Великой Американской.
Прямую связь санкций с депрессией уловить сложно до невозможности, поэтому отмечу лишь такой штрих: чем хуже обстояли дела в Америке, тем жёстче становились санкции.
Апогеем стало начало 30-х годов, когда СССР запретили расплачиваться с Западом любыми деньгами («отключили SWIFT»), а также целым рядом позиций, включая металлы и даже золото, не говоря о промышленных товарах.
Оставили только одну лазейку – зерно, что необратимо привело к памятному «голодомору», где уже прямая связь очевидна.
Так что, говорить о бесполезности санкций вряд ли уместно, тем более миллионам умерших мучительной смертью от голода.
Что касается индустриализации и участию в ней американцев, то надо понимать: сами США, как государство, не имели к этому никакого отношения.
Американские инженеры и некоторые бизнесмены, ввиду катастрофического кризиса, оказались невостребованными на родине, но оказались востребованными в других местах, где СССР был одним из многих.
Просто у нас они были использованы наиболее эффективно, вот и вся разгадка этого совсем не ребуса, который, кстати, ещё ждёт своего ренессанса.
А тогда, вновь, как и сегодня, Европа последовательно шла в фарватере США, несмотря на колоссальные издержки, но с неугасаемой надеждой на союзнические обязательства.
Вплоть до Второй мировой войны весь коллективный Запад, неизбежно погружающийся в депрессию, не только соблюдал американский санкционный режим, но и последовательно его ужесточал, пока не подвёл ситуацию к пропасти, в том числе (и прежде всего) у себя, где закономерно вырастил коричневого монстра.
Почему закономерно?
Очень просто. Во время полного экономического развала, когда политические метания и авантюры только усугубляют положение, всегда появляется тот, кто понимает: прежними методами (условно рыночно-демократическими) положение не спасти и ситуацию можно выправить только жёсткой и по-настоящему жестокой властной вертикалью.
Так созревали корни новой мировой бойни, накануне которой СССР, осознавая уязвимость своих границ, предпринял решительные меры для того, чтобы отодвинуть опасность: «пакт Молотова-Риббентропа» (аналог предложений России к НАТО по обеспечению взаимной безопасности) и война с Финляндией (аналог СВО на Украине).
Итак, повторим урок: беспрецедентные санкции, депрессия, политические авантюры, назревание диктатуры в Европе, меры СССР по обеспечению безопасности границ – вот тот набор признаков, присутствующих прямо сейчас на пространстве противостояния Россия-Запад.
Это плохая новость, потому как является ярким признаком надвигающейся мировой войны.
Хорошая новость в том, что уроки 100-летней давности, кажется, во многих отношениях хорошо усвоены современной Россией.
И не только благодаря сдерживающему фактору ядерного оружия, но и благодаря мерам, позволившим не допустить ни политической, ни экономической изоляции и, тем более, никакого голода и прочих побочных катастроф.
Мир внезапно оказался намного больше взбесившегося «золотого миллиарда», так и не выучившего уроки истории.
Впрочем, несмотря на привычку оперировать понятием «коллективный Запад», его заокеанская часть, кажется, уже сильно отличается от европейского болота, послушно исполняющего роль будущей жертвы.
Другое дело, сможет ли Америка также удачно воспользоваться ситуацией, чтобы вновь оказаться в числе победителей?
И где, в первую очередь, появится свой, демократически избранный, диктатор?
Это вопросы, которые ещё ждут своих ответов.
Комментарии