Кургинян: Что нужно России, чтобы победить Украину, США, совокупный Запад и – регресс России

На модерации Отложенный

  В очередном выпуске аналитической передачи «Предназначение» политолог, философ, лидер движения «Суть времени» Сергей Кургинян обсуждает проблему регресса.

  Он убежден, что Путин смог стабилизировать регресс, запущенный в ельцинскую эпоху, но отнюдь не переломил регрессивные тенденции. Несмотря на многочисленные возгласы о «вставании с колен», регресс продолжается. Да, регрессивные процессы замедлились, и таким образом мы получили некую отсрочку во времени. Но если этой отсрочкой не воспользоваться для запуска контррегресса, это обернется большой бедой.

 В нынешнем конфликте не Украина противостоит России, а совокупный Запад с его превосходящей мощью. Сегодняшняя Россия как система может действовать, опираясь только на те ресурсы, параметры и обстоятельства, которые сложились за прошедшие годы. И давление на страну будет стремительно нарастать. Кургинян убежден, что выдержать такое давление невозможно без обретения системой новых качеств, которые сделают ее способной ответить на вызовы. Но мы не продвинемся в этом направлении ни на шаг без понимания сущности регресса и специфики этого процесса в России. А также без понимания того, каким образом обеспечивался прогресс в Советском Союзе, и что привело к деградации, утверждает политолог.

 Восхождение человека, завоевание им всё более высоких культурных уровней, постижение картины мира во всё большей полноте и сложности – это очень трудный и долгий процесс, который длится тысячелетиями, считает Кургинян. При этом обратный процесс – скатывание в регресс, оскотинивание – во много раз легче и может происходить стремительно: в жизни отдельного человека это может случиться за считанные минуты. Выходит, что в каком-то смысле прогресс противоестественен, а регресс – наоборот. Идти путем восхождения – сложно. И если в плане развития техники, по крайней мере на Западе, можно говорить о некой равномерности, то в культурном плане это очевидным образом не так, говорит Кургинян. После деградации, регресса великой античной культуры, новое восходящее движение началось «восхитительным примитивом» раннехристианского искусства.

 Пытаясь постичь тайну жертвенных страданий Христа, человек христианской эпохи создал сперва нечто простое, но полное восторга перед Идеальным.

Потом форма усложнялась, входя в более глубокое отношение с содержанием. Потом одно идеальное вошло в синтез с другим: христианство в слиянии с античностью взорвалось Ренессансом. Но затем, с эпохи барокко, началось нисхождение. И в итоге возник декаданс. Почему? Кургинян уверен, что нисхождение начинается, когда отношение человека к Идеальному претерпевает изменение, и вместо первоначального восхищения содержанием на передний план выходит поклонение форме. Обожествление формы – это и есть декадентство. Форма при отсутствии содержания очень быстро изнашивается и рушится, погребая под обломками всё, что держалось за эту форму.

 Но что же дальше? Варвар, пришедший на обломки рухнувшей цивилизации, способен возродить ее в новом качестве. Но для этого он должен быть носителем новизны – новой большой мечты. И при этом полноценно соединиться с высшими культурными достижениями рухнувшей цивилизации, осознать их важность, влюбиться в них. Именно таким путем шло окультуривание молодого Советского государства частью старой интеллигенции – Лениным, Красиным, Луначарским и другими.

 Угасание советской цивилизации тоже началось в момент, когда перестали развивать мечту, а потом и вовсе забыли о ней, увлекшись формой – началось омещанивание людей. Пышно расцветшая форма какое-то время удерживала советское государство от краха – работали институты, заводы и конструкторские бюро. Но без Идеального всё быстро теряло смысл, сворачивалось. Стали говорить (в частности, Гайдар), что содержать всё это – дорого, проще и дешевле купить на Западе. Одновременно те, кто стремился окончательно похоронить Россию, работали на уничтожение моральных рамок людей. Возникло новое существо – так называемый квалифицированный потребитель: морально ущербный, культурно дикий, амбициозный, физически слабый. А он гораздо хуже сильного, здорового, интересующегося культурой варвара. Криминализовавшаяся в 1990-е годы экономика почти утратила способность создавать что-то свое.

 В итоге мы находимся в ситуации системной деградации. Осознание своего реального состояния – первый шаг к его преодолению. И это преодоление должно вестись вдумчиво – без уныния, но и без эйфории.

https://youtu.be/qT0qYsd3eIk