Цифровая пенсионная реформа. Госдума приняла финальный закон
На модерации
Отложенный
Цифровая пенсионная реформа. Госдума приняла финальный закон
Сегодня
Государственная Дума приняла в третьем чтении закон об объединении Пенсионного фонда России (ПФР) и Фонда социального страхования (ФСС). Таким образом, с 1 января 2023 года заработает новый Социальный фонд России (СФР).
В целом, данный шаг является правильным. Но, к сожалению, по-прежнему остаётся полумерой. Это явно не та пенсионная реформа, запрос на которую есть у нашего общества
Сначала о плюсах. Объединение ПФР и ФСС позволит синхронизировать работу, провести процессы цифровизации путем создания единой базы. СФР сможет централизовано управлять социальными выплатами, имея возможность адресно и оперативно оказывать помощь. Теоретически это должно ускорить доведение государственных средств до получателя, сократив процесс буквально до нескольких минут. Проблемы "пришла пенсия - не пришла" больше не будет.
Единая база позволит получать более объективные данные о социально уязвимых слоях населения, а правительству - быстрее реагировать на возникающие проблемы.
Помимо этого, существенным образом оптимизируется раздутый штат ПФР и ФСС. Также, как и недвижимость, находящаяся в имуществе нынешних фондов. Уже заявлено, что так называемые "дворцы ПФР" будут в значительной степени проданы. Объединение фондов вместе с цифровизацией их работы урежет штат сотрудников, а также количество занимаемых помещений. Сколько это сэкономит средств - сказать пока сложно. Но оценить хотя бы примерный объем можно в несколько десятков миллиардов рублей. Уже хоть что-то.
Также чуть облегчается задача для предприятий, которые теперь будут осуществлять один платеж в единый Социальный фонд вместо разбивки по ПФР (22%) и в ФСС (2,9%).
Если говорить о цифрах, то бюджеты фондов выглядят следующим образом (доходы/расходы (профицит/дефицит) в млрд руб:
ПФР:
- 2022: 10,134/10,154 (-120)
- 2023: 10,591/11,074 (-473)
- 2024: 10,573/11,167 (-594)
ФСС:
- 2022: 988/944 (+44)
- 2023: 1,054/1,011 (+43)
- 2024: 1,125/1,074 (+51)
Как видим, ПФР имеет хронически дефицитный бюджет, в то время, как ФСС - профицитный. В какой-то степени ФСС поможет ПФР покрыть хотя бы часть дефицита. Однако если в 2022 году это могло быть существенное пополнение, то на 2023-2024 гг. цифры отнюдь не выглядят впечатляюще.
В общем, всё это, конечно, хорошо. Но подобные изменения носят точечный характер. Да, они способны повысить эффективность работы социальной системы России, но кардинальные проблемы, увы, не решают.
А главная из них заключается в достаточном пенсионном и социальном обеспечении граждан. Нынешняя пенсионная система не является эффективной. Её проблемы являются фундаментальными и исходят из изменения демографической ситуации в стране за прошедшие десятилетия. Да, когда пенсионная система создавалась, ещё в советское время, то количество трудоспособного населения в разы превосходило количество пенсионеров.
Даже если взять 1981 год, то тогда пенсионеров насчитывалось 27,5 млн при населении РСФСР в 138 млн человек. Сейчас цифры равны 46 млн и 147 млн соответственно. Вывод очевиден.
Понятно, что в этих условиях работающие граждане не в состоянии обеспечить достойный уровень пенсионных выплат. Доля трансфертов из федерального бюджета в ПФР растёт с каждым годом. Некоторые скажут, что нет ничего плохого в том, что пенсионеры в какой-то степени обеспечиваются доходами от экспорта природных ресурсов. Но такая позиция является недальновидной и отвлекающей внимание от реальных проблем.
Мы не можем ставить стабильность пенсионных выплат и их современную индексацию от нефтегазовой конъюнктуры на мировых рынках. По-хорошему, доля нефтегазовых доходов в структуре федерального бюджета должна быть минимальной. Лучше, чтобы в федеральный бюджет нефтегазовые доходы вообще не зачислялись, а шли в так называемый бюджет развития на финансирование проектов экономического развития.
А все социальные выплаты должны быть защищены и идти по назначению из не нефтегазовых доходов бюджета. Понятно, что до этого нам ещё далеко. Но если не ставить подобных целей, которые пусть будут достигнуты даже через 10-15 лет, то ни о каком долгосрочном развитии страны не может быть речи.
Что касается пенсионной системы, то необходима её реальная реформа, а не та профанация, которую мы видели в 2018 году. Повышение пенсионного возраст никоем образом не решает проблему. Оно лишь откладывает неизбежный крах нынешней пенсионной системы. И отвлекает внимание от реального решения вопроса. Повысили пенсионный возраст - и про пенсионную проблему можно забыть.
Реальное решение здесь единственное. Это переход к частично накопительной системе. Сохранение накоплений граждан должно гарантироваться государством. Сделать это элементарно. Конкретные инструменты мы рассмотрим в следующих публикациях. Обеспечить не просто сохранность накоплений, но и пусть небольшую, но гарантированную доходность может даже стажер инвестиционного фонда. Главное, чтобы целью управления пенсионными средствами не являлось получение прибыли, как это практикуется в НПФ. А защита накоплений через создание соответствующей нормативно-правовой базы - чисто техническое действие.
Впрочем, объединение ПФР и ФСС в единый Социальный фонд России как раз упрощает переход к частично накопительной пенсионной системе. А пока что нынешняя "цифровая" пенсионная реформа выглядит полумерой, эффект от которой при прочих равных практически нулевой.
Комментарии
Значение в 39.3 % - относительно низкое. Оно показывает, что численность трудоспособного населения более чем в два раза превышает численность населения нетрудоспособного возраста. Такое отношение создаёт относительно низкую социальную нагрузку для общества.
Коэффициент пенсионной нагрузки в в России составляет 18.1 %.
Источник: Данные этой секции основаны на последних публикациях Департамента Статистики ООН в области демографической и социальной статистики
https://countrymeters.info/ru/Russian_Federation#life_expectancy