Как Мамонов отказывался от роли в «Острове» и что он постоянно слушал в наушниках

На модерации Отложенный

В 2006 году на экраны вышел художественный фильм Павла Лунгина «Остров». Прототипами главного героя — отца Анатолия — были Феофил Печерский и Севастиан Карагандинский. Консультантом во время съемок стал иеромонах Косма, насельник Донского монастыря. С ним познакомил режиссера Петр Мамонов, исполнитель главной роли отца Анатолия. Сам Петр рассказывал, что сниматься в такой роли сначала не хотел — не чувствовал себя достойным...

Как Мамонов отказывался от роли в «Острове» и что он постоянно слушал в наушниках

Мамонову позвонил режиссер Павел Лунгин:

«Петенька, без тебя не буду снимать это кино, только ты нужен».

«Паш, не-не-не, я это... Что ты, святого старца?..»

Но потом Петр подумал: «А что я своим помраченным разумом решаю? У меня есть духовный отец, наш сельский батюшка, я к нему, говорю:

— Так и так, мне — святого старца, а я... вы знаете жизнь мою.

Я же исповедуюсь, все. Человек я грешный...»

Духовный отец заверил:

— И не думайте, это ваша работа. Вперед!»

Один из самых пронзительных эпизодов фильма — сцена изгнания бесов. Она же — соглашаются все актеры — оказалась самой тяжелой в процессе съемки. Режиссер Лунгин вспоминает:

«Мы с Петей не спали две ночи. Он отказывался сниматься. Надо было снять как-то максимально целомудренно, потому что много насмотрелись в американских фильмах компьютерных изгнаний беса, поэтому мы ушли на природу. Господь помог. И еще замечательная актриса Виктория Исакова. Она сыграла свою бесноватую нежно и точно. Сцена стала кульминацией фильма».

И еще — фрагмент воспоминаний Лунгина, из которых понятно, насколько глубоко прочувствовал свою роль и этот самый эпизод Мамонов:

«...Шла молитва с экрана. Мы это снимали крупным планом, но сомневались — можно ли это показывать? Нравственно или нет? Но Петя не играл эту роль, он действительно молился. Это были как документальные кадры. От его молитвы пошла сильная энергия — и вдруг, как чудо, заплакал поселковый мальчик, игравший роль больного!»

После съемок этого эпизода Петр Николаевич молился целый день.

О молитвах Мамонова во время съемок рассказывал и актер Виктор Сухоруков, исполнитель роли настоятеля отца Филарета. Вспоминал, что во время перерывов на съемках Петр всегда уходил молиться с монахами.

«Петр Николаевич часто после съемок стучался ко мне в дверь и говорил: “Пойдем проповедь слушать”, — рассказывал в интервью Сухоруков. — И мы вместе слушали, потом разговаривали. Мы словно вели какое-то следствие, что можно, а чего нельзя, что правда, что неправда, где чистота, где блеф».

По словам Сухорукова, Мамонов всегда хотел, чтобы всё было по правилам, чтобы Церковь не предъявила никаких претензий:

«Я ему все говорил: “Это уже искусство, а не Церковь. Это — игра”. — “Нет! Я не допущу этого! Этого не может быть! Мой персонаж так не может себя вести”».

Как Мамонов отказывался от роли в «Острове» и что он постоянно слушал в наушниках

Необычно складывались отношения исполнителя роли отца Иова актера Дмитрия Дюжева с Петром Мамоновым.

Дмитрий рассказывал о них в своем интервью журналу «Фома»:

«В первый съемочный день я с такой радостью к нему бросился, я ведь столько про него слышал, бывал на его концертах и спектаклях, и мне было так приятно играть в партнерстве с таким удивительным и талантливым человеком! На что он сразу как-то закрылся и всем своим видом стал показывать, что не может со мной общаться. Я никак не мог понять, в чем дело, подумал, что может быть, до моего приезда что-то произошло, может, кто-то про меня что-нибудь не то сказал — в общем, внутри себя перебирал разные ситуации и, конечно, не стал надоедать Петру.

Так прошел месяц, а в предпоследний съемочный день Петр подсаживается ко мне на обеде, так весело и дружелюбно улыбается и говорит: “Ну что? Давай общаться!” Я ничего не понимаю, говорю: “Петр, а что произошло?” А он отвечает: “Да ты меня прости, я же не настоящий актер, я этому не учился, я не умею, как вы — сейчас я играю, а сейчас не играю, сейчас я дружу, а сейчас на дух не переношу. Я увидел в сценарии, что у нас с отцом Иовом сложные взаимоотношения, и когда ты приехал, я и представил, что ты тот самый отец Иов и есть! Ты уж прости, я все понимаю, но я просто по-другому не умею, и я бы просто не сыграл! А сейчас мы с тобой все отсняли, теперь давай, что хочешь расскажу, теперь мы с тобой друзья!” Вот такой вот удивительный человек».

По словам Дюжева, такое отношение даже помогло ему, как профессиональному актеру: трудно бывает играть вражду с человеком, которого за кадром очень любишь.

«...А меня, наверное, подстегивало это странное отношение ко мне Петра, он ведь был для меня так же закрыт, как для моего героя был закрыт отец Анатолий».

Фильм, который создавался как фестивальный, имел оглушительный успех! Он собирал полные залы, организовывались встречи со зрителями, съемочная группа ездила по городам... В самолете Мамонов постоянно что-то слушал в наушниках...

«Было интересно узнать, что же он, музыкант, слушает на досуге, — вспоминает Дмитрий Дюжев. — И однажды он сам дал мне наушники — и я услышал знакомый голос: это были проповеди отца Иоанна (Крестьянкина)! Я удивился: “Петр, да Вы уже сколько часов в наушниках!» А он сказал: «Да я его слова часами пью!”»

Сам Мамонов не гнался за славой, был к ней равнодушен. Хвалили — хорошо, ругали — старался не обижаться. Уже даже во время съемок «Острова» случился один показательный эпизод, о котором сам актер рассказывал журналу «Фома» так:

«...Сидим на Соловках, снимаем “Остров”, и в минуту отдыха включаю я телевизор, а там — самый конец интервью со мной: я буквально пару слов сказал, и все. И мне так стало плохо: как же это я не посмотрел передачу с собой целиком?! Говорю себе: стоп, это что же? Тщеславие в чистом виде. А я-то думаю и вам говорю, что я к славе равнодушен. Неизвестно!.. Так, от внешнего отгребаюсь, но если меня хвалят, я это люблю, конечно. Ругают — стараюсь не обижаться, но уж если по-настоящему, хлестко, да в цель, да точно — обижаюсь, и к этому человеку начинаю относиться плохо. У нас, как говорит Осипов Алексей Ильич, “куда ни тронь, всюду вонь”. Мы люди приличные, хорошие лишь до того момента, пока нас за живое не заденут...