Колонка Михаила Эдельштейна о списке врагов народа
На модерации
Отложенный
Участники ГРАД: Сергей Миронов, Захар Прилепин и Геннадий Семигин. Москва, 3 августа 2022 года. Фото: spravedlivo.ru
Партия «Справедливая Россия — За Правду» создала рабочую группу по расследованию антироссийской деятельности в сфере культуры (ГРАД). Инициатором создания группы и ее идеологом стал прозаик и депутат Захар Прилепин. ГРАД объявил о начале эпохи «русского маккартизма», презентовал списки неблагонадежных деятелей культуры и призвал граждан писать доносы. Заклейменный градовцами телеведущий Иван Ургант посоветовал им переименоваться в Группу Обнаружения Врагов Нашего Общества — ради большей точности аббревиатуры.
На первом заседании группы выяснилось, что составление списка врагов начали с жюри премии «Большая книга» и экспертов Фонда кино. Все почему-то удивились, хотя трудно представить более предсказуемое и логичное решение.
Фрагмент списка неблагонадежных российских деятелей культуры по мнению партии «Справедливая Россия — За Правду»
Немного истории. В 2014 году «Большую книгу» получил как раз таки Прилепин. Но потом все его книги — и про Донбасс, и про Сергея Есенина — не добирались даже до шорт-листа, и писатель ощутимо злился. Года полтора назад он не выдержал и сообщил, что «в жюри премии БК примерно 50 евреев» — это, мол, все, что нужно о ней знать. «Но евреям отдали все премии», — как пел писатель Михаил Елизаров, которому хватило ума замаскировать свои обиды постмодернистской иронией.
И вот теперь пришел час расплаты. Про Фонд кино, правда, не знаю, но, наверное, тоже завернули какую-нибудь прилепинскую заявку.
Но главное даже не это. Представьте: завтра презентация проекта, а ничего еще не готово, враги не разоблачены. И тут кто-то вспоминает: елы, да ведь в жюри «Большой книги» больше 100 человек и в Фонде кино еще несколько десятков. Вот их всех тут же и внесли в список мелким оптом, для массовости. Нельзя же собрать журналистов и сказать:
«Мы тут нашли четырех врагов и сейчас вам про них расскажем».
А так получилось полторы сотни — солидно. А для медийности добавили Ивана Урганта и группу «Би-2».
ТЕ, КТО «МОЛЧИТ», И ТЕ, КТО «ПРОТИВ»
Правда, в процессе подготовки списка привычно нахалтурили: перепутали фамилии, дефиниции. Даже многолетнюю издательницу Прилепина Елену Шубину обозвали «российским литературоведом». К тому же рандомно поделили фигурантов на тех, кто «молчит», и тех, кто «против». В итоге в перечень молчащих попала, например, оппозиционная журналистка Ксения Ларина, а главным противником «спецоперации» оказался верноподданейший телеведущий Виталий Третьяков.
Еще одним врагом назначили театрального режиссера Александра Молочникова. Он в 2020-м году в интервью Ксении Собчак назвал Прилепина желтым земляным червяком и «чудовищем», а также добавил, что омоновец бывшим не бывает. Ну не враг ли?
То есть Прилепин и клубящаяся вокруг него труппа дрессированных ноунеймов почувствовали, что появился шанс расчистить поляну, занять места.
И вот торопятся, суетятся, хлопочут лицами и потеют ручками:
«Пустите нас в театры, журналы, издательства, университеты. Мне-мне, нам-нам, ням-ням, чав-чав».
Ну и личные счеты заодно сводят, как без этого. «Внутренних врагов не усмирил, а Чижика съел» («Медведь на воеводстве» — одна из «взрослых» сказок Михаила Салтыкова-Щедрина. — Ред.), все строго по классике.
ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ, КОНЕЧНО, ТЕЛЕВИДЕНИЕ
Отсюда атака на Ивана Урганта и на пригревшего его Константина Эрнста. Ургант в ответ поинтересовался, будут ли освобождаться от участия в заседаниях ГРАДа те члены партии, которым в этот день оглашается обвинительный приговор (намек на депутата Госдумы от СР Вадима Белоусова, получившего в среду 10 лет за взятку в особо крупном размере).
Причем у самого Прилепина все и без того хорошо: тиражи, читатели, переводы, рецензии, премии. А вот поди ж ты — хочу быть владычицей морскою, и все тут.
Впрочем, надо ж и подданных облагодетельствовать. А у тех дела обстоят куда хуже. Патриотические телеграм-каналы, конечно, рассказывают о небывалом расцвете русской поэзии под впечатлением победных сводок с Донбасса, но убедить в этом можно только того, кто ничего, кроме той самой патриотической лирики, не читал.
«ЛЯПСУС, ВЫ ЗНАЕТЕ, ЧТО ТАКОЕ ДОМКРАТ?»
Вот, например, Игорь Караулов. Интересный поэт, но когда пытается писать актуальное, то получается нечто младшешкольное, с нездоровой фиксацией на сосательно-глотательных движениях:
Поэты живут в Ереване, Тбилиси,
Сосут европейские вялые сиси.
Кто не насосется, пускай попасется.
Поэты, короче, живут как придется.
Или:
Тексты декламируют, говорят об этике,
украинским воинам делают минетики.
Плачутся: куда нам деться от стыда-то!
Радуются смерти русского солдата.
А вот другая звезда того же кружка — Мария Ватутина. Некогда откликалась на пожар Нотр-Дам строчками: «Цивилизационных основ / Закачался надменный подпил». А недавно порадовала стишком про оппозиционера-русофоба, который «задирает вверх свои ланиты». «Ляпсус, вы знаете, что такое домкрат?» (из романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев». — Ред.).
Понятно, что их подписчикам и поклонникам это все равно. Они тоже не знают, что такое «ланиты», и готовы хихикать от слова «минетик». Но экспертов заставить дать за такое какую-нибудь премию можно только, если рядом будет стоять взвод прилепинских дружков с автоматами. А значит, надо разогнать все жюри за непатриотичность и начать раздавать премии по справедливости, то есть себе и своим.
А ведь дальше за Карауловыми и Ватутиными выстроилась очередь из совсем уж придонного планктона, вроде тех, чьи тексты ежедневно постит Центральный дом российской армии:
Автоматов сверкают затворы,
И блестит Cолнца русского свет.
Мир придет на родные просторы
Вместе с войском под знаменем Z!
И они тоже хотят издаваться и премироваться за свою безупречную гражданскую позицию. А значит, эта музыка будет вечной.
Так что недоэмигрировавшим режиссерам и критикам рекомендую читать биографию великого немецкого слависта Макса Фасмера. Тот в конце 1930-х в Берлине начал ходить на службу с двумя портфелями — по одному в каждой руке. Чтобы при встрече с кем-нибудь из идейных коллег был уважительный повод не зиговать.
Михаил Эдельштейн
Комментарии