Когда государственный секретарь Авраама Линкольна посещал Иерусалим

На модерации Отложенный

Связь между иудаизмом и Иерусалимом древняя и нерушимая, в самый печальный день в году и всегда..
 
В августе 1870 года американский государственный деятель Уильям Х. Сьюард — бывший губернатор, сенатор и государственный секретарь Авраама Линкольна — отправился в 14-месячное мировое турне вместе со своей приемной дочерью Олив Рисли Сьюард. Они посетили Японию, Китай, Индонезию, Индию, Левант и Европу, а по возвращении осенью 1871 года начали работать над книгой о своих путешествиях. Почти 800-страничный том — «Путешествия по миру Уильяма Х. Сьюарда» — был опубликован в 1873 году и стал бестселлером.
Недавно я приобрел экземпляр книги Сьюарда и нашел особенно трогательным его описание того, что он видел в Иерусалиме — описание, тем более подходящее для этой недели, которое завершается  перед самым печальным днем еврейского календаря.
 
В Тиша Бе-Ав — девятый день месяца Ав — произошло много худших бедствий в еврейской истории. В этот день в 586 году до нашей эры вавилонские войска разрушили Первый Храм в Иерусалиме, который был центром еврейской жизни в течение четырех веков. В конце концов Второй Храм был восстановлен, но был разрушен легионами Рима в тот же день в 70 году нашей эры. Это разрушение вызвало массовое убийство и порабощение евреев, такой же ужас произошел во время нацистского Холокоста в 20-м веке.

Евреи молятся у Стены Плача в Иерусалиме, Иоганн Мартин Бернац (1868)
 
Другие катастрофы совпали с 9-м Ав. Они включают изгнание евреев Англии в 1290 году и гораздо более катастрофическое изгнание из Испании в 1492 году каждого еврея, отказавшегося креститься. Первая мировая война началась на Тиша Бе-Ав в 1914 году, приведя в движение ход событий, которые привели к возвышению Гитлера. И именно в этот роковой день в 1941 году нацистский командир Генрих Гиммлер получил разрешение на разработку «окончательного решения», по уничтожению европейского еврейства.
На протяжении более 2000 лет соблюдающие евреи отмечали этот день постом без пищи и воды в течение 25 часов. В синагогах по всему миру семьи собираются на закате, чтобы начать пост, сидя на полу и читая библейскую Книгу Плача, оплакивая разрушения Иерусалима и последовавшие за этим изгнания.
Есть история о том, как Наполеон проходил мимо синагоги 9 Ава и спросил о плаче, который он услышал изнутри. Когда ему сказали, что евреи оплакивают Храм и город, разрушенный 18 веков ранее, он, как говорят, заметил, что нация, способная так долго оплакивать свою потерю, однажды снова будет процветать на своей земле.
Иерусалим во времена Сьюарда был частью Османской империи, исламской сверхдержавы, и был им на протяжении веков. Тем не менее, как отметил Сьюард, евреи были крупнейшей демографической группой города.
 
В течение 3000 лет в Иерусалиме было почти непрерывное еврейское присутствие.
«Магометане [то есть мусульмане] составляют 4000 человек и занимают северо-восточный квартал, включая всю территорию мечети Омара», — написал он.
«Евреев 8000, и у них есть юго-восточный квартал... Армяне насчитывают 1 800 человек и имеют юго-западный квартал; а другие христиане, насчитывающие 2 200 человек, имеют северо-западный квартал, из которого открывается вид на долину Хинном». Сегодня палестинские пропагандисты работают сверхурочно, чтобы изобразить евреев как нарушителей в Иерусалиме. На самом деле, в течение 3000 лет в городе было почти непрерывное еврейское присутствие. Население Иерусалима было преимущественно еврейским, по крайней мере, с начала 1800-х годов.
Бывший госсекретарь рассказал, что он и его спутники провели свой последний день в Иерусалиме «среди евреев, которые были строителями и основателями города и которые переживали из-за его бедствий и запустения». Это был пятничный день, единственный день в неделю, когда евреям был разрешен доступ к Западной стене, и Сьюард видел, как они «изливали свои причитания о падении своего любимого города и молились о его восстановлении Господу». Идет ли дождь или светит солнце, продолжил он, они находятся там каждую пятницу в обязательном порядке:
Они собираются вместе в ранний час, старые и молодые, мужчины, женщины и маленькие дети - бедные и богатые, в своих лучших костюмах, диссонирующие, как различные нации, из которых они происходят.
Там присутствуют их раввины, каждый из которых приносит тщательно сохраненный и тщательно переплетенный текст книги Плача Иеремии либо на своих языках, либо на оригинальном иврите. В течение многих часов они изливали свои жалобы, читая и читая поэтический язык пророка, бия руками о стену и омывая камни своими поцелуями и слезами. Это не просто официальная церемония. В течение нескольких часов, пока мы были его зрителями, не было ни одного акта непочтительности или равнодушия.
Взволнованный увиденным, Сьюард писал, что немногие американцы могут оценить «торжественность и глубину глубокого горя и благочестивых чувств, проявленных» евреями, с которыми он сидел. Мог ли он поверить, что в течение столетия евреи будут иметь суверенную власть в Иерусалиме, или что османы, как и любая другая империя, правившая Иерусалимом в течение долгой, долгой истории еврейского народа — хеттов, вавилонян, греков, персов, римлян, мамлюков, крестоносцев — исчезнут в безвестности? Возможно, нет. Но нет никаких сомнений в том, что евреи, которых он наблюдал в тот день, «омывая камни своими поцелуями и слезами», поверили бы в это.
Ибо евреи никогда не переставали в это верить. «Если я забуду тебя, Иерусалим, пусть отсохнет десница моя. Да прилипнет язык мой к небу моему, если не буду помнить тебя, если не вознесу Иерусалим на вершину веселья моего…» (Тегилим 137) Ни у одного народа не было такой прочной связи с городом. Связь между иудаизмом и Иерусалимом древняя и нерушимая, в самый печальный день в году и в любой другой день.

<hr/>

Об авторе
 
Джефф Джейкоби
Дополнительные сведения из этого авторского >
Джефф Джейкоби — колумнист The Boston Globe. Чтобы увидеть месячные его последние колонки, пожалуйста, посетите Boston Globe