Страсти вокруг "Левада-Центр"

 

"Левада-центр" получил "предупреждение" от Савеловской межрайонной прокуратуры Москвы. В документе написано, что исследовательский центр не только изучает общественное мнение, но еще и формирует его. Социологи говорят, что процент влияния на самом деле невелик — 1-2%.

Прокуратура считает, что "Левада" влияет на мнение россиян о "проводимой государственной политике на территории РФ. Основной вывод прокурорской проверки таков: "Деятельность организации ориентирована не только на просветительские и информационные цели, но и на осуществление политической деятельности на территории РФ". В докладе подчеркивается, что некоммерческая организация "Левада-центр" получает средства от "иностранных и международных организаций" (в документе они называются "контрагентами"). Из письма следует, что "Левада-центр" действует как незарегистрированный "иностранный агент", что нарушает "федеральное законодательство".

Директор "Левада-центра" Лев Гудков в связи с предупреждением прокуратуры опубликовал на сайте заявление. "Письмо <...> ставит автономную некоммерческую организацию "Аналитический центр Юрия Левады" в крайне тяжелую ситуацию, практически вынуждая ее прекратить свою деятельность в качестве независимой исследовательской социологической организации, ведущей систематические опросы общественного мнения в России", — написано в заявлении Гудкова.

 

Самые резонансные соцопросы,
проведенные "Левада-центром" за последние месяцы

Владимир Путин: год после избрания президентом — март 2013 года

Исследования рейтинга партии "Единая Россия" и президента Владимира Путина — апрель 2013 года

Анализ отношения граждан к власти и окружению президента Путина — май 2013 года

Отношение россиян к гомосексуалам — май 2013 года

Общественное мнение об НКО с иностранным финансированием — май 2013 года

Россияне о Pussy Riot и церкви — май 2013 года



Валерий Федоров, генеральный директор Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), считает, что в публикации результатов социологических опросов в России политической деятельности нет, только научная.

"Юрий Левада в своем время изучал вопрос, влияет ли публикация результатов опроса на мнения граждан. В особенности в таком важном вопросе, как то, за кого они будут голосовать на выборах. Под влиянием публикаций 1%, максимум 2% граждан могут изменить свое мнение о том, за кого голосовать. Таким образом, влияние есть, но оно невелико. Если бы мы имели дело с Францией, где, как вы помните, на последних выборах Олланд опередил Сакрози всего на 1%, или с другой плюралистической демократией, где существует устойчивая партийная система и результаты одной партии отличаются от другой на незначительную величину...

Но у нас ситуация в стране прямо противоположная, у нас есть одна сверхпартия ("Единая Россия" — прим. ред.) и все остальные мелкие партии, которые соревнуются скорее друг с другом, чем с ней. Поэтому такое влияние (социологического исследования на общественное мнение — прим. ред.) исчезающе мало", — рассказал в разговоре с PublicPost Валерий Федоров.

Социолог Игорь Задорин, организатор и руководитель исследовательской группы ЦИРКОН, считает, что "то, что случилось с "Левада-центром", — недоработка законодательства". "Получается, что прокуратура права в том смысле, что публикации, конечно, влияют на общественное мнение. Но недоработка в том, что эти публикации, влияющие на общественное мнение, приписаны к политической деятельности. В этой связи к политической деятельности должны быть приписаны любые публикации, даже научные, потому что они тоже влияют на общественное мнение". "Мы с коллегами давно считаем, что почти любые социологические исследования должны быть опубликованы. Общество должно знать о себе не меньше, чем заказчики исследований. Только не надо все богатство общественной жизни сводить к политической деятельности", — сказал PublicPost Игорь Задорин.

23 апреля в НКО "Левада-центр" пришли с прокурорскими проверками, но представитель "Левада-центра" Денис Волков сказал PublicPost, что не видит никакой связи между результатами опросов, которые проводились "Левадой" в последнее время (в частности, опросов касательно рейтинга партии "Единая Россия" и президента Путина) и кампанией против НКО. "Это общий тренд на усиление контроля за независимыми организациями вообще, — сказал Волков. — Дело не в том, что властям не нравится социология. Социология у них есть, своя. Дело в том, что остальная информация, которая к власти поступает, обычно не публикуется, и очень часто "Левада-центр" является единственным источником негосударственной оценки. Я думаю, что все кампании, которые ведутся властью, ведутся при использовании социологических данных — сначала по геям, как самым уязвимым, потом НКО. Мы проводили опрос и про НКО: люди не знают, что это такое, и защищать не будут. Это потом используют политтехнологи в кампаниях".

Что делать дальше, в "Левада-центре" пока, судя по заявлению, не решили. Оспаривать предупреждение прокуратуры в суде исследовательский центр не будет, но и следовать предписаниям прокуратуры тоже не станет. "Следуя логике предостережения прокуратуры, мы должны были бы прекратить выпуск нашего журнала и закрыть сайт "Левада-центра", перестать публиковать, открыто комментировать и анализировать результаты наших опросов в среде специалистов и в публичном пространстве — в СМИ, на семинарах и конференциях, на что согласиться мы не можем", — подчеркивается в заявлении.

Источник: http://www.publicpost.ru/theme/id/3818/prokuratura_nashla_u_levada-centra_politiku_tam_gde_ee_net/

15
976
10